Профилактика деструктивного поведения детей

  1. Деструктивная модель

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.

Если происходит наоборот, ребенок в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

1.     Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).

2.     Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, псих активных веществ, суицид и т.д).

Выявлено четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Часто родителям приходится делают замечания, ребенок не слушается… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость.

Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Какие признаки поведения подростка могут насторожить родителя?
•Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
•Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
•Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
•У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
•Наличие случая суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным:
•Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
•Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
•Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
•Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
•Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
•Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
•Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что родитель должен сделать, если обнаружил эти признаки?
Если вы увидели хотя бы один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

 

Главные правила взаимодействия родителей с подростками:

•Сохранять контакт со своим ребенком. Важно сохранять контакт с ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого важно!
Расспрашивайте подростка о том, что его интересует, уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным;
Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или автоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и Вас и его.
•Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему.
•Говорить на серьезные темы, такие как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Поговорите о том, что ценно для Вас, для вашего подростка. Не бойтесь делиться своим опытом, размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы где-то на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
•Передать ребенку понимание ценности жизни самой по себе. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
•Дать понять ребенку, что опыт поражения, такой же важный опыт, как и достижение успеха. Рассказывайте о своем опыте преодоления трудностей. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. Напротив, привычка к успехам порою делает неизбежные неудачи чрезвычайно болезненными.
•Проявить любовь и заботу, понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления.
•Найти баланс между предоставлением свободы и родительским руководством. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей, передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться, и свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых подростку можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
•Вовремя обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт со своим ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом Вы сможете освоить необходимые навыки, которые помогут Вам вернуть отношения доверия с Вашим подростком. 

Уличные группировки и неформальные объединения.

    Субкультуры, АУЕ.

В современном мире проблема с воспитанием детей встает практически перед всеми семьями вне зависимости от их экономического достаткаБольшую часть времени родители уделяют работе, решению материальных проблем. Современные мамы и папы плохо знают, чем живут их дети. Поговорить с ребёнком по душам некогда. В силу этого досугом детей во многом ведают неформальные молодежные организации, которые не столь безобидны как кажется на первый взгляд.

Самая главная задача у таких организаций и структур – изолировать детей от родителей, лишить их родительской помощи, заботы и наставлений, превратить детей в своих послушных рабов. И, к сожалению, с такими задачами они часто справляются. Ведь не редкость, что многие родители вкусы и увлечения ребенка не контролируют, не хотят в них разобраться и придерживаются принципа «чем бы дитя ни, тешилось, лишь бы не плакало». И, как показывает опыт, жертвами субкультур часто становятся те дети и подростки, чьим прихотям родители потакают, но не уделяют при этом должного внимания, от которых «откупаются» подарками и карманными деньгами. Нужно понимать, что чем больше внимания уделяется ребенку в семье, чем больше у него ответственности и обязанностей перед близкими, тем меньше вероятность, что он будет искать самореализацию среди неформальных группировокПоэтому мы не должны пускать на самотек все тенденции в подростковой и молодежной моде, интересоваться, какую литературу наши дети читают, какие сайты в интернете смотрят, какую музыку слушают. Задача родителей и педагогов – быть чуткими, интересоваться кругом общения подростков. Особое внимание следует обращать на собеседников в так называемых социальных сетях Интернета.

Те люди, которые разрабатывают технологии вовлечения молодежи в неформальные субкультуры, постоянно совершенствуются в своих методах работы с молодежью. И у них даже есть понятие – само вовлечение в ту или иную субкультуру. Как это происходит? Да через тот самый компьютер, который вы купили своему ребенку. Это так называемое общение в социальной сети. Подростки общаются между собой, некоторые сами себя накручивают до такой степени, что готовы резать вены. Они никому не верят – ни родителям, ни учителям – и доходят до такого состояния, что авторитетов для них не существует. На встречах с родителями нам часто говорят: «Наши дети не такие, им интернет нужен только для учебы». Такие родители не берут во внимание то, что ребенок может попасть на негативный сайт совершенно случайно. Если, например, ввести в поисковике «смысл жизни», казалось бы, невинный запрос, то есть большие шансы, что ребенок попадет на сайты скрытых сект, поскольку они продвигаются в сети именно по такого рода запросам. Это же касается и молодежных деструктивных субкультур. Недавно по одному из каналов рассказывали про виртуальные клубы самоубийц – целые сообщества молодых ребят, которые советуют друг другу, как лучше покончить жизнь самоубийством. Сейчас нет статистики, сколько именно подростков свели счеты с жизнью «благодаря» таким сайтам, но есть показатели посещаемости подобных ресурсов – десятки тысяч! Десятки тысяч потенциальных молодых самоубийц в стране! Какие же еще нужны примеры, чтобы схватиться за голову и начать осознавать проблему?! Поэтому всем родителям я советую начать «просыпаться» и открывать глаза на то, что происходит.

Детьми манипулируют с помощью телевизора, журналов, газет. На что рассчитаны нынешние мультфильмы и фильмы, передачи, которые мы называем детскими – подумайте, как незаметно подменяются ценности в нашем сознании на те, которые выгодны производителям кровавых боевиков, бессмысленных сериалов. Если сто раз показать какой-то образ в выгодном свете – человек начинает бессознательно считать это нормой. И поэтому откровенная жестокость, безнаказанность становятся нормой поведения, а семья Букиных или Симпсоны – это уже считается обычным и приемлемым явлением. Посмотрите не прилавки канцелярских магазинов, где большинство дневников и тетрадей с эмовской и готической символикой. Задумайтесь над этим, нередко вы же сами их и покупаете вашим детям. Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия необратимого угасания нравственного и морального самосознания молодежи. В человеческий мозг вбивается культ насилия, предательства, пьянства, наркомании, словом всякой безнравственности. Из года в год расшатываются порядочность, духовность и честность людьми, имеющими в этом свои приоритеты наживы и алчности. И только все вместе, сообща мы сможем выстроить правильный вектор духовно-нравственного становления нашей молодежи, чтобы не сожалеть о необратимости таких вот явлений.

Как помочь подростку? Как оградить подростка от деструктивного влияния неформальных объединений? Очевидно, что склонны вступать в неформальные объединения все подростки, но вот степень этой склонности, повторюсь еще раз, определяется именно семьей. Если у подростка хорошие отношения с родителями, то он, в принципе, свободен от влияния любых сообществ, и наоборот, если связь с родителями нарушена, то любые «неформалы» могут захватить ребенка «с головой».

   Субкультура АУЕ: как заметить и остановить?

Лет пять назад мало кто слышал аббревиатуру АУЕ.  В последние годы эти буквы стали появляться в СМИ довольно часто. Что же представляет собой эта субкультура, какое отношение она имеет к детям и чем она опасна для них?

Что такое АУЕ

Арестанстко-уркаганским единством (встречается также трактовка «арестантский уклад един») называют неформальное движение подростков, живущих по воровским законам. Основные его ценности – это тюремные понятия. Здесь подростки «ботают по фене», «скидываются на общак», воруют. Об АУЕ стало известно с конца нулевых – начала 10-х годов, когда в нескольких крупных городах России группировки подростков и молодежи спровоцировали беспорядки. За несколько лет это движение распространилось в российских школах, интернатах, детских домах и спецучилищах.

АУЕ ориентировано, в основном, на школьников, средний возраст приверженцев этого движения ― 10-17 лет. Те, кто связан с этой субкультурой давно, втягивают в нее других. Способов для этого много. Подростку предлагают совершить мелкое противоправное действие или просто покурить, а потом используют этот поступок для шантажа: если ты не будешь делать то, что я тебе говорю, то я обо всем расскажу твоим родителям. Или ребенку сообщают, что надо помочь «одному хорошему человеку», который попал в беду ― например, деньгами. Ребятам, которые попадают в эту ловушку, около 12 лет, в этом возрасте влиять на них очень легко. Вовлечение происходит как будто бы ненасильственно, ребенок вроде бы сам отдает телефон или деньги, никто его не заставляет и силой ничего не отнимает, но не впутаться в эту хваткую и цепкую сеть очень сложно. При этом если изначально АУЕ пропагандировали так называемые трудные подростки, то со временем они начинали транслировать ценности этого движения в школах, и постепенно в этот мир оказались втянутыми дети из вполне благополучных семей.

Почему возникают субкультуры такого рода

Как попадают в криминальную среду дети из неблагополучных семей, понять несложно. Родители, которые пьют, употребляют наркотики, нередко сами толкают детей за черту закона. Как бы страшно это ни звучало, именно они часто заставляют детей красть деньги или продавать запрещенные препараты – ведь до 14 лет уголовной ответственности нет, а значит, ребенок может совершать противоправные действия и не нести за это ответственность.

А вот что заставляет вступать в АУЕ, изъясняться тюремным жаргоном и совершать правонарушения благополучных детей? Этот вопрос волнует всех родителей.

В неформальные движения дети уходят не просто так – именно там они находят те смыслы, которые им нужны. В подростковом возрасте одна из основных потребностей ― быть «своим». Ребятам этого возраста характерен принцип «группирования» ― они активно ищут ту группу, которая примет их, в которой они смогут чувствовать себя комфортно и уверенно. Подросткам крайне важно ощущать себя особенным, принадлежащим к какой-то тайной стороне жизни. Подростки прощупывают границы возможного и дозволенного, нарушая их. Нередко это приводит к совершению противоправных действий. А в субкультуре всегда есть некие правила, которые точны и понятны. Подросткам именно этого и не хватает – им нужны четкие границы и правила.

АУЕ отвечает всем требованиям подросткового возраста – это закрытое сообщество единомышленников, покрытое мраком таинственности и манящей запрещенности. Немаловажно, что в этом мире ребенок чувствует свою нужность и значимость, а законы, по которым ему предлагается там жить, точны и понятны.

Симптомы «причастности»

По каким симптомам можно определить, что школьник попал в арестанстко-уркаганское единство? Внимательный и любящий родитель всегда заметит, что ребенок стал увлекаться тюремной темой. Об этом могут сказать фильмы, сериалы, музыка, соответствующий жаргон и внешний вид. Очень тревожные признаки ― резкое падение успеваемости, вранье, частые просьбы выдать побольше карманных денег без внятного объяснения, на что ребенок хочет их потратить. Стоит насторожиться, если ребенок теряет уже не первый телефон или другой гаджет.

3.      Молодежная субкультура – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, определенной системой ценностей, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.  Культурная активность молодежи зависит от ряда факторов: от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, активность значительно выше, чем у студентов ВУЗов; от возраста. Пик активности – 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает; от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Основные причины возникновения субкультур являются: вызов обществу, семье, протест, непонимание в семье, нежелание быть как все, утвердится в новой среде, привлечение, возрастные увлечения, влияние криминальных структур, хулиганство.

внимания.

Одна из самых «модных» сегодня субкультур.

Эмо­киды — эмоциональные подростки  в возрасте 14-16 лет — это одетые в черно­-розовую одежду с длинной черной челкой.  Им свойственна депрессия, самоуничтожение, протест против взрослых. Авторитет имеют те представители ЭМО, которые имели большее количество попыток суицида.

Панки — вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах.  Они пропагандируют культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества

Готы одеваются исключительно в черный цвет и носят только серебряные украшения: золото готы презирают, как «избитую ценность». Любят одежду в сеточку, длинные плащи мрачных расцветок, камзолы «граф Дракула». У девушек, как правило, выбеленное лицо и сумасшедше яркий макияж. Подводкой для глаз не брезгуют и парни. Прическа у обоих полов — начесанные черные волосы. Слушают тяжелую музыку, декларируют тафофилию — любовь к кладбищам, надгробиям.

Скинхэды — неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. Скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. Жертвами скинхедов обычно становятся представители темнопигментированных рас, негроидной, монголоидной и т.п. Иными словами, расы, не имеющие т.н. «арийскую внешность». Особый культ у скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других лидеров нацистского движения (Рудольфа Гесса и прочих).

Гопники бестактны и агрессивны. Смотрят на других в упор, хамят и лезут в драку при любом удобном случае. Клубы и дискотеки они посещают именно с этой целью. У них нет интеллектуальных развлечений и интересов, они не работают – живут за счет грабежей или мелких подачек. Соответственно их родной язык – мат. Так же гопы склонны к приобретению вредных привычек, таких как курение, алкоголь, наркотики.

«Уйти в неформалы» побуждает молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты по месту учебы и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой приходит в группу, потому, что  «не знал, как жить дальше».

Как уберечь ребенка от влияния опасных субкультур

Чтобы подросток не попал в криминальную субкультуру, нужно воспитывать в нем правосознание с раннего детства. Только воспитав в нем уважение к требованиям и нормам общества, в котором он живет, можно избежать проявление антиобщественного, асоциального поведения. Вопрос правосознания – вопрос серьезный и глубокий, важно, чтобы у подростка был пример для подражания, который обладает необходимыми моральными качествами, но при этом ведет про социальный образ жизни.

С подростком нужно разговаривать много и честно. Искренне интересоваться его успехами и неудачами, избегать оценочных суждений, особенно в негативной окраске. Если подросток будет чувствовать поддержку со стороны родителей, если он будет знать, что семья – это та самая подушка безопасности между ним и взрослым, тревожным миром, если найдет свой смысл в той среде, которая его окружает изначально, то АУЕ его не заинтересует. Просто не будет необходимости самоутверждения в криминальной среде, и тюремные ценности не займут прочного места в мировоззрении ребенка. Любите своих детей, уважайте их, будьте к ним внимательны — именно ваша любовь сможет уберечь подростка от совершения противоправных действий и вступления в криминальную субкультуру.

    Виды юридической ответственности при нарушениях несовершеннолетних.

Правовая грамотность родителей.

Поговорим о правовой грамотности, и профилактике правонарушений, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Что такое Закон, преступление? Попробуем разобраться.

Закон — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Правонарушения – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

Преступления — запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении.

Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Существует виды юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, меры воспитательного характера.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние в возрасте от 11 лет на основании постановления судьи могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

С 14 лет дети несут ответственность за нарушение трудовой дисциплины; уголовную ответственность за ряд тяжких преступлений.

С 15 лет – могут быть исключены из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С 16 лет уголовная ответственность наступает за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

Использованы материалы интернета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: