Дети-манипуляторы

g2WGSt3JB1YКак часто мы слышим вокруг себя детские фразы: «Ты меня не любишь, раз не покупаешь мне эту игрушку», «Если я пойду в садик, я опять заболею» и т.п. Это примеры того, что в психологии называется манипуляциями.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое приводит другого человека к действиям, поступкам, решениям, не совпадающим с его желаниями или намерениями, но полностью удовлетворяющими  манипулятора. Искусное манипулирование даже не осознается жертвой, и человек искренне считает, что им в его поступках движут его собственные мотивы. Более того, часто и сам манипулятор делает это инстинктивно, не задумываясь.

Одними из самых успешных манипуляторов являются дети. Когда маленький ребенок, упав и ударившись, бежит, сдерживая слезы, к маме и лишь перед ее лицом разражается громким плачем – что это, как не попытка манипулирования.

Одной из причин детских манипуляций является нехватка внимания, и, чтобы восполнить ее, ребенок опытным путем выбирает самый действенный способ. Например, он может стать очень активным – будет везде лезть, громко кричать, все опрокидывать. Родители вынуждены как-то на это реагировать. Даже мамин окрик для малыша – это то внимание, которого он добивается.

Другой вариант манипулирования для получения внимания – когда ребенок становится «неумехой». Он просит маму застегнуть ему куртку, заново научить его чистить зубы и т.п. В десятый раз переспрашивая о чем-то, ребенок словно напоминает: «Эй, я здесь! Побудь со мной!» Когда мама, ворча, застегивает куртку или завязывает шнурки, ей невдомек, что ребенок добился того, чего хотел – мама рядом, и все ее внимание принадлежит только ему.

Манипуляции могут быть прагматическими, т.е. с целью получения какой-либо моральной или материальной выгоды, и просто ради удовольствия. Ярким литературным примером непревзойденного манипулятора с целью получения выгоды стал Карлсон, который вертел Малышом, опираясь на его страх одиночества. Самая убийственная фраза Карлсона, действовавшая на Малыша безотказно: «Нет, я так не играю!». Дети часто пытаются управлять поведением родителей, беря за основу их страх лишиться своего чада или его любви («Я тебя любить не буду!», «Уйду жить к бабушке!»). Справедливости ради надо отметить, что манипуляциям с помощью страхов дети учатся в первую очередь у взрослых. Очень часто мамы, пытаясь повлиять на поведение малыша, угрожают ему: «Будешь баловаться, заберет тебя чужой дядя (милиционер, Бабай и далее по списку)». Стоит ли удивляться, что позже ребенок отвечает той же монетой.

Один из мощных факторов детских манипуляций – чувство вины. Если ребенок с целью влияния на своего родителя становится «несчастной жертвой», это почти всегда срабатывает. Фразы типа «Ты обещал сходить со мной погулять, а мы не пошли» вызывают в родителе очень неприятные чувства вины, стыда, неловкости и побуждают поскорее избавиться от них совершением какого-нибудь «хорошего»  поступка. А именно это ребенку и нужно! Он получает свои дивиденты и закрепляет модель манипулирующего поведения.

Как избежать манипуляций в общении ребенка и родителя?

Очень важно активно участвовать в жизни ребенка. Если мама хоть и находится дома, но всегда занята своими делами, и для малыша ее как бы и нет. В такой ситуации он обязательно будет пускаться на разные хитрости, чтобы вернуть ее себе.

Ребенку необходимо, чтобы родители вели себя последовательно, тогда он твердо знает, чего от них ожидать, и чувствует себя уверенно. Если же родители то не спускают его с рук, то вдруг требуют, чтобы он вел себя как большой, ребенок теряет почву под ногами, потому что он не привык к такой свободе, она его пугает. Манипуляция становится для него средством вернуть прежнюю стабильность и безопасность.

Поэтому, если ребенок вдруг начинает хныкать или вести себя как «реактивный», в первую очередь нужно дать ему то, чего ему не хватает в данный момент: внимание, ласку, тактильный контакт. Не стоит говорить ребенку, что ведет себя как маленький, от этого станет только хуже.

Время от времени делайте перерыв в своих делах для того, чтобы просто обнять малыша, погладить его по голове, обратить внимание на то, как хорошо он что-то сделал.

Вот некоторые техники противостояния детским манипуляциям:

  • Техника внешнего согласия: «Да, ты прав, я действительно поступила плохо, когда пообещала тебе, что мы сходим в парк, но не сделала этого». Когда взрослый соглашается с ребенком, тот окунается в атмосферу тепла и  принятия, и ему нет смысла демонстрировать свою обиду.
  • Техника испорченной пластинки: используется для отказа в просьбе и заключается в многократном повторении с одной интонацией одной и той же фразы («Возьми ложку и начинай кушать, возьми ложку и начинай кушать…»)
  • Информационный диалог: разговор о существе дела («Что ты хочешь этим сказать?», «Что я должна понять?»). Если ребенок идет на обсуждение  вопроса по существу, он постепенно отказывается от манипуляции.

Психолог Масленникова Н.И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: