областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор областного государственного
бюджетного учреждения социального обслуживания
«Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска»
О.В. Бондаренко
приказ « 16» декабря 2022 г. № 153 — п
ПОЛОЖЕНИЕ
отделение помощи семье и детям
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности отделения помощи семье и детям.
1.2. Отделение помощи семье и детям является структурным подразделением областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска» (далее по тексту Центр), оказывающее услуги по организации обеспечения отдыха и оздоровления детей, осуществлению социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
1.3. Отделение помощи семье и детям (далее по тексту – отделение) предоставляет государственные услуги «Осуществление индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации» и «Организация отдыха и оздоровления», с установленным государственным заданием.
1.4. Отделение предоставляет социальные услуги семьям, находящимся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, услуги по предоставлению путевок для оздоровления и отдыха детей.
1.5. Деятельность отделения основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации.
1.6. Нормативные правые акты, регламентирующие деятельность отделения:
- Конституция Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481″О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- Закон Иркутской области от 1 декабря 2011 года № 121-оз «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Иркутской области»;
- Закон Иркутской области от 04.10.2022 № 73-оз «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Иркутской области» от 1 декабря 2011 года № 121-оз;
- Закон Иркутской области от 1 декабря 2014 года № 144-оз «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Иркутской области»;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Модель системы обеспечения качества услуг. Общие положения. ГОСТ Р 50691 2013», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N9 875-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2013», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1179-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2021», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 10 июня 2021 года № 531-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения ГОСТ Р 52495-2005», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года № 532-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2019», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 года № 641-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52497-2020», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 года № 495-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года № 535-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей. ГОСТ Р 52881-2007», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 559-ст;
- Национальным стандартом Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальное техническое оснащений учреждений социального обслуживания ГОСТ Р 52882-2007», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 560-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания ГОСТ Р 52883-2007», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 561-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье. ГОСТ Р 52885-2013», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. № 1183-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Услуги детям в организации отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887-2018», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2018 г. № 444-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2021», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2021 г. № 154-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам ГОСТ Р 53059-2019», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 года № 642-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания ГОСТ Р 53060-2008», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года № 437-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям. ГОСТ Р 53061-2019», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 года № 664-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам. ГОСТ Р 52886-2017». Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05 октября 2017 г. № 1334-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам. ГОСТ Р 53062-2017», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2017 года № 1335-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье. ГОСТ Р 53063-2014», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 года № 957-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные реабилитационные услуги детям, находящимся в социально опасном положении. ГОСТ Р 58963-2020», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 г. № 494-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Услуги по профилактике социального сиротства детей ГОСТ Р 59325-2021», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2021 г. № 156-ст;
- Национальный стандарт Российской Федерации « Реабилитационные социальные услуги лицам, имеющим опыт злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и алкоголем. ГОСТ Р-54990-2018», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.08.2018г. № 468-ст;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 1239 «Об утверждении правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, от 29 августа 2018 года № 53-236/18-мпр «О внесении изменений в «Порядок предоставления срочных социальных услуг», утвержденный приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 209-мпр;
- Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, от 4 декабря 2020 года № 53-177/20-мпр «О внесении изменений в «Стандарт качества оказания государственной услуги «Осуществление индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации» утвержденный приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 19 февраля 2020года № 53/22/20-мпр.
1.7. В своей деятельности отделение руководствуется:
- Методическими рекомендациями по организации единого документооборота государственных учреждений социального обслуживания, разработанными ОГБУДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
- Порядком межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Утвержден постановлением КДН и ЗП Иркутской области от 30 декабря 2015 г. № 10.
- Методическими рекомендациями по выполнению работы «Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении».
- Примерным порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобождённым из учреждений уголовно-исправительной системы, либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
- Положением о порядке и условиях обеспечения детей путевками в организации отдыха детей и их оздоровления и проезда к месту отдыха и оздоровления детей и обратно утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 27 марта 2012 г. № 95-пп.
- Положением о порядке и условиях обеспечения детей, чьи законные представители состоят в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, путевками в организации отдыха детей и их оздоровления, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 6 апреля 2012 года № 178-пп.
- Положением о порядке предоставления компенсации части стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления одному из родителей, приобретшему за счет собственных средств для ребенка путевку в организацию отдыха детей и их оздоровления утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 марта 2012 года № 114-пп.
- Положением о порядке предоставления компенсации части стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, а также размере и порядке предоставления компенсации части стоимости проезда к месту отдыха и оздоровления детей и обратно опекуну (попечителю), приемному родителю ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретшему за счет собственных средств для ребенка путевку в организацию отдыха детей и их оздоровления, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12 февраля 2018 г. № 97-пп.
- Административным регламентом предоставления государственной услуги «Обеспечение детей, чьи законные представители состоят в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, путевками в организации отдыха детей и их оздоровления», утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 26 июня 2012 г. № 173-мпр.
- Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставления компенсации части стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления одному из родителей, приобретшему за счет собственных средств для ребенка путевку в организацию отдыха детей и их оздоровления» утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 26 июня 2012 г. №174-пп.
- Административным регламентом предоставления государственной услуг «Обеспечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей и детей из семей одиноких родителей путевками в организации отдыха детей и их оздоровления и проезда к месту отдыха и оздоровления детей и обратно» утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 26 июня 2012 г. №172-пп.
- Административным регламентом предоставления государственной услуг «Предоставление сведений, содержащихся в реестре организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей» утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 12 мая 2012 г. № 85/1-мпр.
- Положением о банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 6 августа 2015 г. № 382-пп.
- Модельной программой профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, на территории Иркутской области», от 29.05.2020г. № 53-рзп.
- Уставом областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска»;
- другими локальными нормативными актами учреждения.
II. Основные задачи отделения
2.1. Организация и обеспечение круглогодичного отдыха и оздоровления детей, в целях развития их творческого потенциала, охраны и укрепления детского здоровья, профилактики заболеваний, формирования у детей навыков здорового образа жизни.
2.2. Организация работы с семьями и несовершеннолетним, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, направленной на реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, на улучшение социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи, установление гармоничных внутрисемейных отношений.
III. Основные направления деятельности отделения
3.1. Организация работы по обеспечению путевками детей, проживающих в Иркутской области, в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей.
3.2. Формирование, ведение и своевременная актуализация сведений о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в программном продукте «Банк данных».
3.3. Организация социального сопровождения семей СОП, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации по обеспечению социальной поддержки семье, осуществление социального патронажа семей и несовершеннолетних, проживающих в них и проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) и детьми.
3.4. Оказание социальных услуг в виде оказания срочной социальной помощи:
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости (предоставление одежды и обуви, в том числе бывших в употреблении, предметов первой необходимости), (пункт проката «Малыш»);
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг (организация консультирования по вопросам получения юридических услуг, в том числе бесплатной юридической помощи при наличии законных оснований);
- содействие в получении экстренной психологической помощи (организация консультирования психологом (в том числе по телефону в целях содействия в мобилизации имеющихся ресурсов для выхода из кризисной ситуации);
- содействие в решении вопросов занятости (организация консультирования по вопросам трудоустройства).
3.5 Состав, объемы и формы социальных услуг по сопровождению семей:
3.3.1 Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание или обеспечение социальной среды для семей.
Социально-бытовые услуги семьям предоставляют в следующих формах:
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- социальный патронаж семей;
- работа с социальным окружением семьи, способным оказывать поддержку;
- укрепление поддержки со стороны близких и дальних родственников, разрешение конфликтов, восстановление утраченных связей; выявление в семье или ближайшем окружении других взрослых, которые могут оказывать таким родителям помощь в уходе за детьми;
- содействие в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания;
- содействие в организации обучения детей в школе;
- содействие в организации летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- содействие малообеспеченным семьям и семьям, при отсутствии по уважительной причине или болезни родителей, в организации в направлении ребенка
(при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
3.3.2 Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение состояния здоровья семей.
Социально-медицинские услуги семьям предоставляют в следующих формах:
- консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей и др.).
3.3.3 Социально-психологические услуги, предусматривающие содействие в улучшении психического состояния членов семей в целях их адаптации в обществе и формирования позитивных детско-родительских отношений.
Услуги по социально-психологической помощи включают в себя:
- Психодиагностику, которая заключается в выявлении психологических особенностей родителя (законного представителя), определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, личностные установки, родительскую позицию, возможности коррекции личностных и/или родительских
установок с использованием психодиагностических методов и в анализе полученных данных в целях дальнейшей социально-психологической реабилитации. Оценка степени эффективности адаптивных поведенческих навыков умственно отсталых родителей. - Психологическое консультирование, которое представляет собой взаимодействие между психологом и родителем (законным представителем), с целью оказания психологической помощи для разрешения проблем в области детско-родительских отношений, налаживания межличностных отношений, социализации.
- Психологическое консультирование по вопросам предупреждения и преодоления семейных конфликтов, социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта.
- Психологическую коррекцию конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей.
- Социально-психологические тренинги, направленные на формирование конструктивных родительских установок, коррекцию межличностного общения, снятие последствий стресса и психотравмирующих ситуаций в семье, коррекцию конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей.
- Социально-психологический патронаж, который заключается в систематическом наблюдении за семейной ситуацией для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, в наблюдении по динамике и эффективности изменения поведения и установок родителей, улучшении ситуации в семье.
3.3.4 Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику и устранение отклонений в поведении членов семей, организацию досуга, решение проблем воспитания детей и решение других социально-педагогических проблем.
Социально-педагогические услуги семьям предоставляют в следующих формах:
- Социально-педагогическое консультирование, направленное на оказание помощи родителям (законным представителям) в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (отношения между родителями и детьми, формирование супружеских и семейных отношений, предупреждение
и преодоление педагогических и воспитательных ошибок, межличностные отношения, статус в семье и т. д.). - Педагогическая коррекция, направленная на оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в исправлении допущенных ими педагогических ошибок или решении конфликтных ситуаций в семье, а также в исправлении неадекватных родительских установок при воспитании детей.
- Оказание педагогической помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, с учетом их физического и психологического состояния, характера и наклонностей.
- Социально-педагогический патронаж.
- Содействие в организации досуговой деятельности детей, организация реабилитационного досуга для детей, организация и проведение игротерапии детей, клубы родителей, группы взаимопомощи, организация мероприятий, направленных на семейный досуг.
3.3.5 Социально-трудовые услуги, направленные на поддержание и (или) улучшение жизненного уровня семей путем оказания материальной помощи, содействия в трудоустройстве и решении других проблем.
Социально-трудовые услуги предоставляются в следующих формах:
- Содействие в оказании материальной помощи.
- Содействие в предоставлении услуг предприятиями, оказывающими услуги населению: привлечение средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (взаимодействие с некоммерческими благотворительными организациями, выставок бывших в употреблении вещей и т. д.), содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, повышения квалификации, в поиске постоянной или временной (сезонной) работы.
3.3.6 Социально-правовые услуги, направленные на защиту законных прав и интересов членов семьи, содействие в решении правовых проблем.
Социально-правовые услуги предоставляют в следующих формах.
- Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
- Оказание практической и консультативной помощи семьям в оформлении (восстановлении) различных документов, удостоверяющих личность или направляемых в различные инстанции по конкретным проблемам семьи.
- Юридической помощи в оформлении документов для осуществления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Консультирование по социально-правовым вопросам.
- Социально-правовой патронаж семей, оказание правовой помощи.
3.3.7 Комплексные услуги
Комплексные услуги включают набор социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-медицинских и социально-экономических услуг и направлены на комплексное решение проблем определенных целевых групп семей.
IV. Порядок осуществления социального сопровождения семьи в отделении
4.1. Отделение помощи семье и детям предоставляет социальные услуги семьям, находящимся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации, по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Иркутской области или личного обращения родителей (законных представителей).
4.2. Профилактическая работа в отношении родителей (законных представителей) и их несовершеннолетних, проводится в сроки, необходимые для оказания социальной помощи семьям, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.3 Семьи, находящиеся в социально опасном положении (СОП), принимаются на социальное сопровождение:
1) Приказ о зачислении на социальное сопровождение семьи СОП издается на основании Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту КДН и ЗП) «о постановке семьи и (или) несовершеннолетнего, находящихся в социально-опасном положении, на учет в Банк данных». Информация о семье вносится в Банк данных не позднее 3 рабочих дней со дня поступления решения КДН и ЗП о постановке на учет.
2) Разрабатывается межведомственный комплексный план, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий, в сроки, указанные в Постановлении. План предоставляется в КДН и ЗП для утверждения, которая является координатором деятельности по сопровождению семей СОП.
3) Формируется личное дело семьи и (или) несовершеннолетнего, поставленных на сопровождение.
4) Утвержденный межведомственный комплексный план направляется в субъекты системы профилактики, в указанные в Постановлении сроки.
5) Организуется работа по выполнению мероприятий межведомственного комплексного плана.
4.4 Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, принимаются на социальное сопровождение:
1) Издание приказа о зачислении на социальное сопровождение в учреждение, основание для оказания социальных услуг — личное заявление родителя (законного представителя) «о постановке на сопровождение».
2) Заключается Договор об оказании услуг по социальному сопровождению.
3) Разрабатывается перечень мероприятий социально-педагогической реабилитации семьи и (или) несовершеннолетнего, находящихся в трудной жизненной ситуации (индивидуальная программа сопровождения семьи – ИПС), ИПС утверждается на заседаниях психолого-медико-социально-педагогических консилиумов.
4) Формируется личное дело семьи и (или) несовершеннолетнего, поставленных на сопровождение.
5) Организуется работа по выполнению мероприятий индивидуальной программы сопровождения, с привлечением субъектов муниципального образования.
4.4 За каждой семьей (членом семьи), принятым на сопровождение, закрепляется ответственный специалист, непосредственно организующий предоставление помощи в соответствии с индивидуальной программой сопровождения и отвечающий за конечный результат.
4.5 Рекомендуемое количество семей, одновременно находящихся на социальном сопровождении одного специалиста составляет: при экстренном уровне сопровождения – не более 6 семей; при кризисном уровне сопровождения – не более 12 семей; при адаптационном и базовом уровнях сопровождения - не более 24 семей.
4.5.Личные дела семей, состоящих на сопровождении
1) Личные дела семей СОП, находящихся на социальном сопровождении
В состав личного дела семьи, находящейся в социально-опасном положении, включаются документы:
- Дополнительные сведения о семье.
- Опись документов личного дела.
- Постановление муниципальной КДНиЗП о постановке семьи на учет как находящейся в социально опасном положении, организации и проведении индивидуальной реабилитационной работы.
- Постановление муниципальной КДНиЗП о снятии семьи с учета социально- опасного положения.
- Приказ о зачислении на социальное сопровождение семьи и (или) несовершеннолетних.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Копия паспорта родителя (законного представителя).
- Копии свидетельств о рождении детей.
- Акт первичный обследования семьи.
- Акт контроля.
- Межведомственный комплексный план.
- Карта мероприятий по выполнению межведомственного комплексного плана или индивидуальной программы социального сопровождения.
- Информации субъектов системы профилактики (предложения, заключения).
- Заключения о реализации межведомственного комплексного плана.
- Акты посещения семьи.
- Заключения по результатам первичной, промежуточной и заключительной психологической и социально-педагогической диагностики состояния семьи.
- Результаты проведенных диагностических обследований семьи и ребенка, заключения с рекомендациями специалистов учреждений и ведомств; информационные справки о семье.
- Приложения (запросы, письма, ходатайства в субъекты профилактики, ответы на них).
- Протоколы заседаний социально-психолого-педагогического консилиума
- Заключение о целесообразности снятия семьи с учета СОП, необходимости дальнейшего сопровождения семьи, как ТЖС.
- План реализации социальной технологии.
- Опросный лист.
2) Личные дела семей ТЖС, находящихся на социальном сопровождении
- Дополнительные сведения о семье.
- Опись документов личного дела.
- Заявление о постановке семьи на социальное сопровождение, с согласием на обработку персональных данных.
- Договор об оказании услуг по социальному сопровождению.
- Приказ о зачислении на социальное сопровождение семьи и (или) несовершеннолетних.
- Копия паспорта родителя (законного представителя).
- Копии свидетельств о рождении детей.
- Акт первичный обследования семьи.
- Индивидуальная программа сопровождения.
- Информации субъектов системы профилактики (предложения, заключения).
- Заключения о реализации Индивидуальной программы сопровождения.
- Акты посещения семьи (результатов ежемесячного контроля семейной ситуации).
- Заключения по результатам первичной, промежуточной и заключительной психологической и социально-педагогической диагностики состояния семьи.
- Результаты проведенных диагностических обследований семьи и ребенка, заключения с рекомендациями специалистов учреждений и ведомств; информационные справки о семье.
- Приложения (запросы, письма, ходатайства в субъекты профилактики, ответы на них).
- Протоколы заседаний социально-психолого-педагогического консилиума.
- Заключение о продолжении сопровождения семьи, или целесообразности снятия семьи с сопровождения.
- План реализации социальной технологии.
- Опросный лист.
4.6. Социальное сопровождение семей, социальный патронаж.
1) текущее посещение семей — не реже 1 раза в месяц, при необходимости количество посещений увеличивается. Текущее посещение оформляется в виде акта текущего посещения семьи в произвольной форме, с информацией: дата посещения, наличие членов семьи находящихся дома в момент посещения; цель посещения, описания ситуации в семье при посещении, содержания работы специалистов в ходе посещения, результатов посещения, рекомендаций и сроков их исполнения, ответственного специалиста учреждения за контроль за их исполнением; Ф.И.О. и наименование должности специалистов, осуществлявших посещение; подпись или отказ от подписи взрослого члена семьи.
2) мониторинговое посещение семьи – не реже 1 раза в 3 месяца с осуществлением контроля исполнения мероприятий комплексного плана и составления Акта контроля за организацией индивидуальной профилактической работой в отношении семьи и (или) несовершеннолетнего.
3) контрольное посещение семей — не реже 1 раза в 6 месяцев с привлечением специалистов других органов и учреждений системы профилактики с оформлением по итогам акта обследования жилищно-бытовых и социальных условий проживания и воспитания несовершеннолетних в семье.
4.7. Организация деятельности по обеспечению детей путевками в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей.
4.7.1. Для получения путевки один из законных представителей ребенка либо его представитель обращается в отделение с заявлением:
а) если родитель (ребенок) является получателем мер социальной поддержки в заявлении указываются: фамилия, имя и отчество родителя (ребенка); дата рождения ребенка; серия, номер и дата выдачи свидетельства о рождении ребенка, паспорта ребенка (в случае достижения им 14-летнего возраста); вид меры социально поддержки (пособие, пенсия), получателем которой является ребенок заявителя, подтверждающий принадлежность ребенка к соответствующей категории детей, имеющих право на обеспечении путевками;
б) если заявитель (ребенок) не является получателем меры социальной поддержки, заявитель дополнительно к заявлению предоставляет:
- документ, удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия заявителя;
- свидетельство о рождении ребенка или паспорт ребенка (в случае достижения им 14-летнего возраста);
- справку о составе семьи – для многодетных семей;
- свидетельство о смерти одного из родителей либо справку из органов записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельстве о рождении сведения об отце занесены со слов матери, либо справку о составе семьи – для одиноких родителей;
- документ, подтверждающий принадлежность ребенка к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
в) если законным представителем ребенка является областное государственное учреждение социального обслуживания, в котором находится ребенок на условиях постоянного или временного проживания, к заявлению его руководителя прилагаются:
- документ, удостоверяющий личность ребенка (свидетельство о рождении, паспорт — достигшего 14 лет);
г) законные представители, состоящие в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
д) законные представители, состоящие в трудовых отношениях с физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями);
е) самозанятые граждане;
ж) законные представители, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), к заявлению прилагают следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия заявителя;
- свидетельство о рождении ребенка либо паспорт (для детей, достигших возраста 14 лет);
- копию трудовой книжки, или справку с места работы заверенную отделом кадров;
- справку медицинской организации (медицинское заключение) об отсутствии у ребенка медицинских противопоказаний к направлению в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей В случае если ребенок нуждается в санаторно-курортном лечении, заявитель с заявлением и документами представляет справку лечебного профилактического учреждения для получения путевки.
4.7.2. Заявления и документы, указанные в настоящем Положения, могут быть представлены одним из следующих способов:
- путем личного обращения. В этом случае копии с подлинниками документов, указанных в подпунктах снимает специалист отделения помощи семье и детям и удостоверяет их при сверке с подлинниками. Подлинники документов возвращаются представившему их заявителю;
- через организации федеральной почтовой связи;
- в форме электронных документов, порядок оформления которых определятся правовым актом министерства и которые передаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
4.7.3. Днем обращения заявителя за путевкой считается дата регистрации поступивших в отделение заявления и документов. Регистрация заявления и документов осуществляется в день их поступления в отделение.
4.7.4. Обеспечение ребенка путевкой осуществляется в порядке очередности. Очередность ведется по дате и номеру регистрации заявления и документов.
4.7.5. В течение 10 календарных дней со дня обращения заявителя рассматривается заявление и документы и принимается решение:
- о постановке на очередь на получение путевки (в случае отсутствия, путевки в период рассмотрения заявления и документов, представленных заявителем);
- об отказе в выдаче путевки.
4.7.6. Решение об отказе в выдаче путевки принимается в случае, если:
- ребенок не относится к категориям детей, подлежащих обеспечению путевками в соответствии с действующим законодательством;
- заявителем указаны неполные и (или) недостоверные сведения в заявлении, либо представлены недостоверные сведения в документах, либо представлен неполный перечень документов;
- ребенок уже был оздоровлен в текущем году частично либо полностью за счет средств областного бюджета;
- законный представитель получил социальную выплату в целях компенсации части стоимости путевки в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, для данного ребенка в течение 12 месяцев до дня обращения.
4.7.7. Уведомление о выдаче путевки направляется уполномоченным учреждением заявителю в письменной форме в течение 10 календарных дней со дня принятия решения о выдаче путевки. В уведомлении указывается наименование организации, обеспечивающей отдых и оздоровление детей, срок получения путевки и срок заезда детей в организацию, обеспечивающую отдых и оздоровление детей, банковские реквизиты организации, обеспечивающей отдых и оздоровление детей, для оплаты 20% стоимости путевки
4.7.8. Заявителям, поставленным на очередь на получение путевки, путевка выдается в течение года по мере поступления путевок в уполномоченный орган по решению комиссии по распределению путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, проживающих в Иркутской области, поступающих по линии министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
4.7.9. В случае отказа заявителя от путевки, заявитель возвращает путевку в отделение в срок не позднее, чем за 5 календарных дней до даты начала смены в организации, обеспечивающей отдых и оздоровление детей, указанной в путевке (за 20 календарных дней до начала смены в детском санатории, санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия, указанном в путевке). Допускается возврат путевки в более поздние сроки в случае болезни ребенка, подтвержденной справкой медицинской организации (лечащего врача).
4.7.10. В случае отказа от путевки ребенок снимается с очереди на обеспечение путевкой и вновь ставится на очередь только на общих основаниях.
4.7.11. Обеспечение проезда детей к месту отдыха и обратно осуществляется специалистами отделения, из расчета один сопровождающий на 8 детей в возрасте от 7 до 10 лет, или на 12 детей разных возрастов старше 10 лет.
Проезд организованных групп детей и сопровождающих их лиц к месту отдыха и обратно, осуществляется транспортной организацией, определенной в соответствии с законодательством, при наличии у ребенка справки учреждения здравоохранения по месту жительства ребенка об отсутствии инфекций, выданной не ранее чем за три дня до начала смены в организации, обеспечивающей отдых и оздоровление детей.
V. Условия оказания социальных услуг
6.1. Социальные услуги оказываются при условии добровольного согласия получателя социальных услуг (законного представителя), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.2. При получении социальных услуг в отделении получатели социальных услуг (законные представители) имеют право на:
- информацию о своих правах, обязанностях, порядке и условиях оказания социальных услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников отделения;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику отделения в ходе оказания социальных услуг;
- защиту своих законных прав и интересов.
6.3. Оценка результатов профилактической работы в отношении семей осуществляется по следующим критериям:
- соблюдение срока и порядка подготовки межведомственных запросов и ответов на них;
- обеспечение сопровождения семей с использованием межведомственного взаимодействия.
6.4 Контроль качества выполнения мероприятий в процессе профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних осуществляется путем:
- оценки эффективности проведенных мероприятий в рамках индивидуальной программы сопровождения;
- проведения промежуточного и итогового контроля результативности реализации индивидуальной программы сопровождения;
- внесения изменений и дополнения в индивидуальную программу сопровождения.
VI. Система качества социального обслуживания
6.1 Система качества отделения социальной помощи семье и детям является неотъемлемой частью общей системы управления деятельностью учреждения по предоставлению социальных услуг и предназначена для поддержания уровня качества услуг, соответствующего предъявляемым к нему требованиям.
6.2 Целями осуществления контроля качества услуг являются обеспечение постоянного удовлетворения граждан предоставляемыми услугами, повышение качества услуг и эффективность (результативность) их предоставления, принятие профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб граждан.
6.3 Основные задачи контроля качества услуг:
- соответствие системы качества требованиям девствующего законодательства Российской Федерации;
- функционирование системы качества в целом и отдельных ее составных частей;
- соответствие предоставляемых услуг требованиям нормативных документов;
- анализ результатов работы отделения в области качества услуг с учетом результатов текущего контроля качества;
- выработка корректирующих действий, направленных на устранение недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг, и совершенствование системы качества;
- обеспечение стабильного уровня качества социальных услуг;
- решение других задач, отражающих специфику деятельности отделения.
6.4 Показателями качества предоставления социальных услуг отделением являются:
- полнота и своевременность предоставленных социальных услуг (критерий «Услуги»);
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность (критерий «Документация»);
- укомплектованность отделения специалистами, имеющими соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, знания и опыт, необходимый для выполнения возложенных на них обязанностей (критерий «Персонал»);
- состояние информации об отделении, порядке предоставления социальных услуг (критерий «Информационная открытость»).
6.5 Оценка результатов предоставления социальных услуг получателю социальных услуг проводится отделением ежегодно.
6.6 Для поддержания в рабочем состоянии системы качества, которая заключается в проверке полноты, своевременности оказания социальных услуг и их результативности, сотрудники отделения:
– обеспечивают удовлетворение потребностей получателей социальных услуг в социальных услугах;
– принимают профилактические меры по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб;
– ежемесячно проводят анализ своей деятельности по показанию социальных услуг;
– выявляют проблемы в организации оказания социальных услуг и принимают меры по устранению проблемных вопросов;
– ведут работу и вносят предложения по повышению качества социальных услуг.
VII. Порядок информирования потенциальных получателей социальных услуг
7.1. Способы информирования граждан:
- средства массовой информации;
- интернет-ресурсы;
- информационные стенды, буклеты.
7.2. Периодичность размещения и обновления информаций происходит в соответствии с планированием работы отделения по проведению информационной деятельности.
VIII. Управление отделением
8.1 Работой отделения помощи семье и детям руководит заведующий отделением под непосредственным контролем заместителя директора по социально-реабилитационной работе.
8.2 Заведующий отделением осуществляет расстановку кадров.
8.3 Заведующий отделением несет полную ответственность за политику в области качества оказываемых услуг, представляющую собой задачи, основные направления и цели отделения социальной помощи семье и детям в области качества. Обеспечивает разъяснение и доведение этой политики до всех сотрудников отделения, определяет полномочия, ответственность и взаимодействие специалистов отделения, осуществляет контроль и руководство за деятельностью по предоставлению услуг и их качеством.
8.4 Специалисты отделения, оказывающие услуги, несут ответственность за качество этих услуг. Обязанности и персональная ответственность специалистов за предоставление услуг закрепляется в их должностных инструкциях.