Роль родителей в формировании положительной учебной мотивации у детей

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах мотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей.

Рассмотрим способы и методы, которые необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения,  литературные викторины,  вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка — это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka — я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника — первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Подойти к этому необходимо со всей серьезностью, обсудив все тонкости «на берегу», чтобы уже в процессе не выяснилось, что вы друг друга не поняли, и ребенок обидится. Лучше всего требования обеих сторон отразить в «договоре», составленном совместными усилиями, который подпишут и родители, и их чадо.

Также можно обойтись без «денежных отношений». Узнайте, о чем мечтает ваш ребенок (путешествие в какую-то страну, новый компьютер и т.д). Пообещайте выполнить его желание (и выполните, конечно, если чадо справится со своими обязательствами), если школьник, например, закончит год на одни пятерки (или без троек – возможны варианты).

Для ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Выражайте чувства по поводу полученных оценок спокойно. Не хвалите слишком бурно, когда оценка хорошая скажите просто: «Ты меня порадовал своими успехами», иначе потом когда успехи будут менее значительными, ребенок почувствует, что не оправдал ваших надежд.

Если успехи не очень хороши, не ругайте и не укоряйте ребенка. Оценка уже получена ничего не изменишь, и негодование не уместно. Лучше скажите: «Ты огорчен, я тебе искренне сочувствую. Давай вместе подумаем, как исправить сложившееся положение».

Покажите учителю свою заинтересованность в успехах ребенка и составьте вместе с ним план преодоления проблем.

Далее мы рассмотрим несколько памяток, которые помогут вам, уважаемые родители в организации учебного процесса ваших детей.

Как настроить ребенка на учебу? Однозначный ответ дать невозможно – ведь дети все разные. Что сработает с одним, может не помочь другому. Поэтому мы рассмотрели разные способы, нужно пробовать, результаты все равно будут. Выберите методы, которые будут работают у вас.

Составлено по материалам интернета.

 социальный педагог ОСЗС Пустоводова О.М.