Воспитание у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью

IMG_5100Работа с детьми по воспитанию ценностного отношения к своему здоровью ведётся во всех возрастных группах учреждения. В решении этой задачи большое внимание уделяется взаимодействию социальных педагогов и родителей. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное значение.

Самые маленькие дети овладевают простейшими навыками заботы о своём здоровье: мытьё рук, чтобы не заболеть инфекционными заболеваниями. Дети постарше овладевают более сложными навыками% одеваются в соответствие с погодой, чтобы не простудиться.

 

 

 

 

IMG_5101Усвоение того или иного навыка ребенком требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам его жизни. Таким образом, методика соответствующей работы педагогов определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Использование в работе разнообразных форм, методов, особенно игровых приемов, значительно повышает качество. Однако именно их выбор представляет трудность для педагогов, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его возможности, интересы.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Одна из важнейших задач – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.

Под навыками, укрепляющими здоровье детей, следует понимать совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков происходит не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.

Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, малыш нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

У детей складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка, постепенно происходит переход к контролю за своим внешним видом.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь педагога, опрятный внешний вид, порядок в группе – все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Для успешного формирования «навыков здоровья» необходимы следующие условия:

1. Соблюдение детьми и взрослыми режима дня, который обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочнение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

2. Обеспечение чистоты среды. Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых.

3. Организация привлекательной (над каждым полотенцем картинка) и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования ит. д.).

4. Многократное упражнение детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения.

5. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований (педагогов, родителей). Должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях центра и семьи.

В ходе формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью можно использовать такие методы, как:

- дидактическая игра;

- беседа;

- чтение художественной литературы, фольклора;

- подражательное упражнение;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- демонстрация (рассматривание) картин, видеофильмов и других наглядных средств.

В процессе работы, особенно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, возможно применение наглядных приемов обучения навыкам – показ, пример взрослых, пример самих детей. «(Например, «Посмотрите, дети», — говорит педагог, — Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает остальным детям».)

Показ сопровождается пояснениями. («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик».)

Используя словесные приемы, не старайтесь злоупотребить поощрением. Порицание важно делать в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих, является прием повторения действий («Посмотрите, как чисто и сухо вытерты руки», создание игровых ситуаций («Научим Петрушку мыть руки»).

С детьми старшего возраста проводят беседы («Как стать красивым», «Моя комната», «Моя одежда», чтение художественных произведений (стихов, рассказов В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово», рассматривание предметов, картин (серия «Воспитание культуры поведения»).

В процессе работы будут полезны указания, педагогическая оценка (например, «Я не напоминала Кате, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!»).

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют игры-инсценировки. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».

В возрасте 5-7 лет у детей воспитывают привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; продолжают учить самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. У дошкольников продолжают совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Детей учат быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, формируют привычку бережно относиться к личным вещам. На данном возрастном этапе педагог закрепляет у старших дошкольников умение тактично говорить товарищу о непорядке в его одежде, обуви, желание помогать устранять этот недостаток; формирует такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.