Игрушки для детей

20180124154902Какие бывают игрушки? Это сюжетные, или образные, игрушки-куклы, фигуры животных, мебель, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле.  Ребёнок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи.

Всё больше входят в жизнь технические игрушки. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков, например, зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, сформировать чувство юмора.

Маскарадно-ёлочные игрушки, спортивно-моторные, строительные, музыкальные игрушки.  Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение – служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. Дидактические игрушкис их помощью детей знакомят с различными понятиями: формой, цветом, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрёшки, мозаики, игрушки-головоломки, паззлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества – сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Критерии выбора игрушек в соответствие интересам самого ребёнка. (Интересы взрослого и ребёнка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекают внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

Возможность что-либо с ней делать – это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, передвигать, извлекать звуки).

Разнообразие форм активности ребёнка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).

Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрёшки, пирамидки).

Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

Игрушки-чудовища. Игрушки-чудовища могут научить ребёнка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, приводя между ними чёткую границу. Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребёнку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, отделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.

То, что ребёнка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверхвооружению обусловлена с обострённой потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребёнок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определённого психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.

Для возбудимых детей игра с монстрами – это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а ещё больше раздражает ребёнка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребёнку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.

Место для игр. Хорошо, если у ребёнка будет пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботиться о постоянном игровом уголке, где можно расположить нужную мебель и игрушки.

Важно, чтобы ребёнок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останутся неприкосновенными, то без слов пойдёт обедать. Родителям необходимо просматривать время от времени с ребёнком его уголок, приучать его вытирать пыль, вместе чистить, мыть игрушки, отбирать повреждённые, «лечить» их в больнице.

психолог Корабенкова Е.В,