Доброе время суток, уважаемые родители! Сегодня, как и всегда, мы поговорим о детях, об игрушках, о детских играх, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие детей.
Чтобы вам лучше понять детскую психологию и быстрее включиться в совместную игру, вспомните, пожалуйста, в какие игры вы играли в детстве? (возможно, это были классики, резиночки, города, съедобное – несъедобное, казаки-разбойники и т.д.). Многие из вас, наверняка, до сих пор помнят свои любимые игры, игрушки. Они хранят воспоминания о ваших детских играх, забавах. Во многих семьях игрушки даже переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определённую ценность – приятные, добрые, детские воспоминания.
Интересно, а ваши дети сейчас играют также с другими детьми во дворе в игры вашего детства? Если нет, то почему? Конечно, времена меняются, и мы порой боимся отпустить ребёнка одного во двор, или не можем отпустить в силу разных причин или индивидуальных особенностей детей.
Поэтому, некому научить играть их в эти игры. Значит, мы с вами, взрослые, должны взять на себя эту роль в обучении детей различным играм.
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются потребностью детского организма, естественным состоянием. Ребёнок всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребёнка.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, строительные, театрализованные.
Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям.
Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Итак, чем же полезна игра?
- Игра способствует развитию у детей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: то есть, закрепляются основные знания о цветах, формах, социальных явлениях, закрепляются наблюдательность, память, внимание, логическое мышление.
- Также игра способствует развитию КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ: через игру ребёнок учится общаться со сверстниками, детьми, сопереживать им, учится понимать чувства и состояние других людей. Ведь это так сейчас актуально! Так как люди не умеют общаться, сейчас много негативизма, злости. Ведь даже ребёнок, приходя вновь в группу, не знает, как реагировать на ситуацию, когда, например, у него отобрали игрушку…
- Игра обладает прекрасным ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ: так как через игру ребёнок может неосознанно и непроизвольно освобождаться от негатива, учиться справляться со своими эмоциями, переживаниями, как бы «отыгрывать их» — а это очень важно для последующего поступления в школу!
Вывод напрашивается сам собой: в режиме дня детского учреждения мало времени для игры детям (зарядка, завтрак, реабилитационные мероприятия и т. д.), поэтому необходимо дома давать играть детям. Все взрослые заняты своими делами, гаджеты заполняют время ребёнка.
Но хотя бы 20 – 30 минут в день играйте с ребёнком!
А сейчас, мы предлагаем вам игры, которые помогут организовать интересное общение с ребёнком дома. При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью.
- Игра «Какое что бывает?»
- Что бывает зелёным? Жёлтым?
- Что бывает широким? Узким? Высоким? Мягким? Толстым? И т. д.
- Игра «Разложи овощи и фрукты»
(Играют 2 человека: 1 – выбирает в кастрюльку все овощи для супа, 2 – в другую кастрюльку все фрукты для компота или фруктового салата).
- Игра «Разноцветные флажки»
(Берётся несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте, зелёный – взяться за руки, жёлтый – подпрыгнуть).
- Игра «Похлопай, потопай столько же»
- Игра «Назови на 1 больше или меньше»
(Покажите цифру, дети называют на 1 больше или меньше. Второй вариант: называете цифру, бросаете мяч, дети называют на 1 больше или меньше)
- Игра «Считай дальше»
(Называете цифру, бросаете мяч, дети считают дальше до 10, 20 и т. д. и в обратном порядке)
- Игра «Счётные палочки»
(Детям предлагается выложить из счётных палочек цифры или буквы, или геометрические фигуры, или предметы из геометрических фигур (солнышко, ёлочку, домик, заборчик и т. д.)
- Игра с мячом «Скажи наоборот»
(тихо-громко, быстро-медленно, весело–грустно, пустой-полный, узкий-широкий, чёрный-белый, толстый-тонкий и т.д.)
- Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»
(заяц – какой? Белый, серый, пушистый, быстрый и т. д. Ёлка – какая? Солнце – какое? Зима – какая?).
Уважаемые родители, очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы?
- «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребёнку выложить узор или рисунок из скорлупы.
- «Тесто»
Лепите всё, что захочется.
- «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
- «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки, затем и с закрытыми глазами.
- «Горох, фасоль»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль.
- «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
- «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Или высыпать небольшое количество на поднос и рисовать пальчиком: волны, дождик, солнышко, забор, цифры, буквы и т. д. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
- «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
- «Сухие завтраки — колечки»
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки – бусы и браслеты.
- «Овощи и фрукты»
Угадай на вкус с закрытыми глазами.
Итог: итак, мы убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.
Обязательно поиграйте в эти игры с детьми дома!
Ещё хотелось бы остановиться вот на каком моменте: выбор игрушек для вашего ребёнка. Выбирая игрушку своему ребёнку, необходимо учитывать несколько моментов: следите за тем, чем играет ваш ребёнок, не покупайте страшных мутантов, страшных масок, роботов-убийц и т. д., так как они вызывают агрессию у детей и оказывают разрушительное действие на детскую психику.
И в заключении, хочется вам сказать: играйте со своими детьми как можно чаще! Придумывайте новые игры вместе с детьми. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!