Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум. (К. Г. Юнг)
Песок загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим, или влажным, плотным и пластичным.
Песок дает ребенку не только приятные ощущения. Но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать окружающий мир. Эти мельчайшие частицы активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, что напрямую влияет на развитие речи. Так как иннервация руки – тесно связана с иннервацией речевого аппарата, с обучением произвольными движениями и действиями. Одной из методик обладающей большими ресурсами, является песочная терапия. Именно поэтому мы в нашем центре обратились к этой форме работы.
Занятия с песком очень полезны для ребенка. Они развивают мыслительные способности, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику и, конечно же, речь! Это прекрасная возможность завлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.
На логопедических занятиях при помощи игр и упражнений с песком решаем следующие задачи: — развитие диафрагмального дыхания; — регуляция мышечного тонуса; — автоматизация звуков; — развитие фонематического слуха; — формирование слоговой структуры; — звуковой анализ слов; — обучение грамоте; — словарная работа; — связная речь.
Приведу в качестве примера несколько игр и упражнений с песком.
Развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
-Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
- «Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
Предложить детям «поздороваться» с песком.
- дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем – всеми пальцами одновременно.
- дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.
- перетирать песок между пальцами, ладонями, набирать кулачки и высыпать. Почувствовать, какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий.
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно должна быть погружена в песок.
Артикуляционные упражнения.
-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
Автоматизация звуков.
- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
- «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
Развитие фонематического слуха.
- «Спрячь ручки» — прятать руки в песок, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки» — рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
- «Два моря» — коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
Совершенствование грамматического строя речи.
-«Лодочка» — в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Обучение грамоте.
- «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
- «Буква потерялась». Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Связная речь.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
- «Начни предложение» — ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
- «Друзья» — при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
- «Что случилось?» — при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки.
Дети, которые посещают наш центр с удовольствием играют с песком. Все знания, которые дети получают во время игровых занятий усваиваются гораздо быстрее и проще.
С уважением к вам и вашим детям логопед Кудрявцева Евгения Сергеевна