Памятка опекунам, попечителям, приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи
Дети, пришедшие в семьи из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения:
▪ «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения),
▪ «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации),
▪ «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития. в условиях воспитания в интернатных учреждениях).
Уходы из семьи, взявшей детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.
«Стремящиеся к компенсации» уходят из семьи по причинам:
1. Недостаток внимания взрослых к ребенку;
2. Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);
3. Узкий круг социальных контактов (дом, школа);
4. Тревога не оправдать ожидания взрослых;
5. Страх наказания;
6. Поиск авторитета;
7. Удовлетворение собственных амбиций.
«Подавленный» тип покидает семью по следующим причинам:
1. Гиперопека
2. Эмоциональная усталость;
3. Стремление к одиночеству;
4. Завышенные требования взрослых;
5. Боязнь не оправдать доверие;
6. Школьная тревожность.
«Хорошо приспособленный» тип детей стремиться уйти из-под контроля взрослых:
1. Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения, сверстникам, друзьям, привычкам
2. Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными
3. Незнание семейных ценностей;
4. Страх одиночества;
5. Непонимание требований взрослых;
6. Недостаточное развитие навыков самообслуживания.
При воспитании приемных детей необходимо учитывать:
▪ Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.
▪ Условия жизни в организации для детей-сирот очень отличаются от семейных. ▪ Адаптация проходит болезненно.
Нельзя:
▪ переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги);
▪ резко менять их образ жизни;
▪ негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях, о подарках. Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремиться к взрослым компаниям).
▪ перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми).
Надо учить самообслуживанию.
Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.
Приемному ребенку важно ощущать свою значимость, нужность в новой для него семье, в новых для него условиях.
(подготовлено по материалам Интернета)