Занятие – тренинг для несовершеннолетних «Что я знаю о безопасной работе в сети Интернет» было проведено в отделении помощи семье и детям. В занятии принимали участие четверо несовершеннолетних в возрасте от 10-16 лет, из семей, состоящих на учете в банке данных находящихся в социально опасном положении.
Разработка и проведение занятий по изучению основ безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» способствует информационному обогащению полезной и необходимой информаций не только для несовершеннолетних, но и специалистов. Так как пытливые детские умы, не желают довольствоваться скупой и лаконичной информацией, а что бы помочь им разобраться в интересующих их вопросах по данной проблеме, дать им ответы на интересующие вопросы, при этом закрепить с ними правила ответственного и безопасного поведения в сети Интернет, методы и приемы занятия -тренинга подобраны по организации процесса взаимодействия с детьми, не прибегая к скучным лекциям и нравоучениям.
Социальный педагог и психолог учитывая что оптимальным и доступным способом взаимодействия с детьми является игра, предложили пройти тестирование в игровой форме, предложив тест «Зависим ли ты от компьютера». Дальше ребятам было предложено несколько игровых заданий:
- Упражнение «Мозговой штурм». Задача участников была направлена на анализ их деятельности в сети интернет. Ребята активно взаимодействовали друг с другом, устраивали шумные дискуссии, отстаивали и аргументировали свои мнения.
- Конкурс «Вопрос – ответ». Конкурс позволил детям раскрыть свою эрудицию и уровень познаний в компьютерной терминологии. С детьми были рассмотрены такие вопросы как:
- Персональная информация, личные данные.
- Твой Цифровой портрет.
- Спам.
- Электронная почта.
- Сетевой этикет.
- Полезные интернет ресурсы для детей.
- Правила безопасности работы на компьютере.
- Статистика самых опасных угроз в сети интернет.
- Правовые аспекты, связанные с деятельностью в сети интернет.
- Викторина «Что я знаю о безопасности в сети интернет». Викторина явилась наиболее интересной и захватывающей частью занятия. Ребята с энтузиазмом искали ответы на вопросы, обсуждали возможные варианты ответов.
Формат занятия – тренинга позволил легко и доступно донести до детей важную и полезную информацию о способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной связи; о том, как избежать вредной и опасной информации, как общаться в социальных сетях.
В заключительной части занятия ребятам был предложен видеоролик по профилактике компьютерной зависимости. Они с интересом наблюдали за происходящим на экране, давали свои комментарии, а по окончанию просмотра обсудили представленные ситуации.
Ребятам были вручены познавательные и красочные памятки:
- «Безопасный интернет детям».
- «10 советов по безопасности в сети Интернет».
- «Техника безопасности при работе за компьютером».
- «3 основных правила безопасного поведения в сети».
Подводя итог проведенного занятия — тренинга, можно сказать, что дети продемонстрировали глубокие познания в сети интернет, его возможные опасности. Следует отметить, что ребята, в отличие от взрослых, более информированы во всех новинках и инновациях в сети интернет. Они считают себя активными пользователями всемирной паутины. Однако при обсуждении вопросов викторины мнение детей разделилось. Так одни читают, что многие вопросы, связанные с интернетом они могут решать самостоятельно, без привлечения взрослых. Другие же напротив готовы делиться проблемами со старшими и родителями. В ходе общения двое участников сообщили о том, что они посещали сайты с агрессивным содержанием. Один из детей рассказал о том, как он сам попадал под влияние одного из «нехороших» сайтов, но к счастью своевременное внимание взрослых уберегло его от опасности.
В итоге дети отметили, что полученные знания в ходе занятия-тренинга, им интересны, полезны и познавательны.