Современные психологи и физиологи отмечают, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, которое способствуют развитию речи, ручной умелости, скоординированности движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями. Поделки по ручному труду способствуют развитию сенсомоторики (цвет, форма, величина), совершенствованию координации движений, внимания.
В процессе ручного труда воспитаннику приходится рассматривать, сравнивать, выбирать, ставить цель, т.е. овладевать не только трудовыми навыками, но и совершенствовать мыслительные процессы.
Ручной труд развивает конструктивные способности, в которые входит ориентировка в пространстве, зрительная оценка размеров, расположение деталей и частей предмета по отношению друг к другу.
В процессе ручного труда формируются нравственно-волевые качества. Желание получить конечный результат в виде поделки заставляет ребенка сосредоточить свои усилия, волю для преодоления возникающих препятствий, что ведет к развитию произвольной памяти, внимания. Ребенок учится доводить начатое дело до конца.
Необходимо строить работу с детьми по системе от простого к сложному, в несколько этапов:
- Гимнастика для пальчиков, используя стихи — потешки; различные упражнения в сочетании с текстом оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, т.к. именно в этот момент интенсивнее всего происходит возбуждение в центрах речи.
- Выкладывание узоров из пуговиц (не пришивая) по образцу и по воображению;
- Игра с мелким конструктором, типа «Лего»;
- Выкладывание узоров из семян (на картонке с пластилином);
Работа с природным материалом развивает не только моторику рук - расширяет кругозор (знакомство с семенами растений, деревьев, виды и названия круп и т.д.) Выкладывание аппликации из семян и крупы (вдавливание в пластилиновую основу) развивает силу пальцев, активизирует нервные окончания кончиков пальцев.
5.Составление узоров из спичек и палочек;
6.Составление узоров из готовых форм на картоне;
7. Аппликация на ткани (дети вырезывают самостоятельно);
8. Перекидывание из одной кучки в другую (из баночек) пуговицы, бусинки, спички, семена и т.д.;
9. Шнуровка, застегивание, расстёгивание пуговиц с использованием игрушек – самоделок, завязывание, развязывание узлов, бантиков, шнуровка ботинок;
10. Нанизывание бусинок, пуговиц на леску;
11. Работа с пряжей – наматывание, накручивание, распускание.
Все виды ручного труда воспитывают в ребенке аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, образное и пространственное мышление, всесторонне развивают детей и являются эффективным средством подготовки детей к обучению в школе.