Значение ручного труда для детей старшего дошкольного возраста

889_1ca8cdf18f815027e4ca8e212cb2c3df.jpgСовременные психологи и физиологи отмечают, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, которое способствуют развитию речи, ручной умелости, скоординированности движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями. Поделки по ручному труду способствуют развитию сенсомоторики (цвет, форма, величина), совершенствованию координации движений, внимания.

В процессе ручного труда воспитаннику приходится рассматривать, сравнивать, выбирать, ставить цель, т.е. овладевать не только трудовыми навыками, но и совершенствовать мыслительные процессы.

Ручной труд развивает конструктивные способности, в которые входит ориентировка в пространстве, зрительная оценка размеров, расположение деталей и частей предмета по отношению друг к другу.

В процессе ручного труда формируются нравственно-волевые качества. Желание получить конечный результат в виде поделки заставляет ребенка сосредоточить свои усилия, волю для преодоления возникающих препятствий, что ведет к развитию произвольной памяти, внимания. Ребенок учится доводить начатое дело до конца.

Необходимо строить работу с детьми по системе от простого к сложному, в несколько этапов:

  1. Гимнастика для пальчиков, используя стихи — потешки; различные упражнения в сочетании с текстом оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, т.к. именно в этот момент интенсивнее всего происходит возбуждение в центрах речи.
  2. Выкладывание узоров из пуговиц (не пришивая) по образцу и по воображению;
  3. Игра с мелким конструктором, типа «Лего»;
  4. Выкладывание узоров из семян (на картонке с пластилином);

Работа с природным материалом развивает не только моторику  рук -  расширяет кругозор (знакомство с семенами растений, деревьев, виды и названия круп и т.д.) Выкладывание аппликации из семян и крупы (вдавливание в пластилиновую основу) развивает силу пальцев, активизирует нервные окончания кончиков пальцев.

5.Составление узоров из спичек и  палочек;

6.Составление узоров из готовых форм на картоне;

7. Аппликация на ткани (дети вырезывают самостоятельно);

8. Перекидывание из одной кучки в другую (из баночек) пуговицы, бусинки, спички, семена и т.д.;

9. Шнуровка, застегивание, расстёгивание пуговиц с использованием игрушек – самоделок, завязывание, развязывание узлов, бантиков, шнуровка ботинок;

10. Нанизывание бусинок, пуговиц на леску;

11. Работа с пряжей – наматывание, накручивание, распускание.

Все виды ручного труда воспитывают в ребенке аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, образное и пространственное мышление, всесторонне развивают детей и являются эффективным средством подготовки детей к обучению в школе.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: