Социальное партнерство как метод по улучшению социального здоровья семей, оказавшихся в социально — опасном положении или трудной жизненной ситуации

фото занятие с нл_145327Работа по успешной социализации семей и несовершеннолетних проводимая специалистами отделения помощи семье и детям, мотивирует  на использование вариативности форм, методов  оказания  качественных социальных услуг семьям и несовершеннолетними.

В работе с семьями  и несовершеннолетними специалисты используют технологии:

- технология сопровождения семьи находящейся в социально опасном положении. Суть данной технологии заключается в мотивации всех членов семьи на выход из создавшейся ситуации. Данная технология, как технология кураторства семьи, способствует положительному решению проблем семьи, выводу ее из сложившейся ситуации сохранению для ребенка родной семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

- технология активной поддержки родительства», позволяет мобилизовать внутренние ресурсы семьи, а также привлечь все семейное окружение для совместного и эффективного решения проблемы.

- технология межведомственного взаимодействия – это комплексная социальная поддержка  и сопровождение семей с привлечением других  учреждений, ведомств по решению проблем семьи. Выполнение всеми системами профилактики мероприятий межведомственных планов, Постановлений КДН и ЗП.

Деятельность данной технологии направлена на укрепление потенциала семьи, повышение воспитательного потенциала родителей, расширение навыков взаимодействия со своими детьми, укрепление внутрисемейных отношений. Повышение ответственности родителей за воспитание детей.

- технология медиативного подхода в работе с семьями – направлена на работу с несовершеннолетними правонарушителями,  включает в себя   совокупность методов  (инструментов) для предупреждения  и разрешения конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного  отражающего интересы обеих сторон решение, а так же сохранение и восстановление отношений с окружающими. Результативность использования технологии -  установление коммуникативной связи, доверие. Снижение эмоциональной агрессивности, конфликтности несовершеннолетнего.  Обучение навыкам рационального  решения проблем.

-технология социального партнерства — это особый тип  совместной деятельности между всеми субъектами системы профилактики, семьей,  и её ближайшим окружением, основанной на доверии, добровольности, а так же признание взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества. Сотрудничество способствует развитию и социализации семьи, помогает выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества.

Рассмотрим использование данной технологии в работе с семьями и несовершеннолетними.

Модель социального партнерства можно выстраивать в нескольких направлениях:

  • взаимодействие с семьями и несовершеннолетними, и их ближайшим окружением, родственниками, друзьями.
  • взаимодействие с образовательными и спортивно — досуговыми  учреждениями
  • взаимодействие с   субъектами системы профилактики (КДН и ЗП, ОДН, ГУФСИН,  с учреждениями здравоохранения).

Основные принципы социального партнёрства:

  • Значимость социального партнерства для  каждой  из сторон.
  • Единство реализации цели в вопросах  социализации семьи и развитии личности ребенка.
  • Равноправие родителей и специалистов.
  • Открытость и добровольность, уважение учет интересов сторон.
  • Обязательное выполнение соглашения и ответственность за не выполнение.
  • Взаимное доверие во взаимоотношениях специалистов и семьи.
  •  Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье и несовершеннолетним.

        Основные формы взаимодействия с семьей:

- Информационно-просветительская работа;

- Социально-психолого-педагогическая диагностическая  работа;

- Коррекционно-реабилитационная работа;

- Клубная работа.

В период с января по сентябрь месяц 2017 года,  в отделении помощи семье и детям  на социальном обслуживании состояло 73 семьи,   (в которых проживает 132 ребенка),       находящихся в социально — опасном положении. Из этого количества семей технологией социального партнерства охвачено 27 семей, эти семьи мотивированные на активное сотрудничество со специалистами, на достижение положительного результата в решении имеющихся проблем.

Основанием постановки семей на учет все чаще выступают проблемы связанные с ненадлежащим исполнением родителями своих родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, злоупотреблением  родителями спиртными напитками и   совершением несовершеннолетними правонарушений.

На учете состояло 19  несовершеннолетних совершивших правонарушения, такие как:

-    общественно опасные деяния (вымогательство, кражи);

- административные правонарушения (самовольные уходы из дома, бродяжничество, пропуски уроков по неуважительным причинам, нарушение дисциплины, нарушение «комендантского часа»);

- употребление   спиртных напитков.

Информационно-просветительская работа:  при взаимодействии с семьей в рамках социального партнерства специалисты проводят профилактические беседы с родителями и несовершеннолетними, и проживающими совместно родственниками, дают консультации направленные на создание в семье благоприятной атмосферы любви и тепла, недопущении использования таких методов воспитания как угрозы и запугивания детей в решении домашних проблем.

В помощь родителям разработаны брошюры, памятки, буклеты, по вопросам формирования культуры общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании  собственных детей.

Разработаны памятки по профилактике  компьютерной зависимости,  суицидального поведения детей и подростков.  По соблюдению мер предосторожности,  безопасному поведению детей, по охране жизни и здоровья детей.

В рамках межведомственного взаимодействия специалисты совместно с инспекторами МЧС периодически  осуществляют поквартирный обход семей состоящих на учете в целях проведения разъяснительно профилактической работы по соблюдению правил пожарной безопасности.

Социально-психолого-педагогическая диагностическая  работа:

С родителями и несовершеннолетними  социальный педагог и педагог — психолог проводит диагностическую  работу по изучению:

- внутрисемейных отношений, на выявление причин неблагополучия семьи;

- детско — родительских отношений, на определение уровня педагогической компетенции родителя в вопросах воспитания, содержания и обучения детей;

- поведенческих особенностей детей и  подростков для определения выбора оптимального варианта психолого-педагогической помощи

-  познавательных интересов, потребностей и склонностей детей.

Коррекционно-реабилитационная работа:

В рамках  социального партнёрства с семьей  проводятся коррекционные занятия  по социально-педагогической коррекции,  по адаптации семьи в обществе, по предупреждению и предотвращению негативных асоциальных явлений, по профилактике алкогольной зависимости.

С несовершеннолетними организуются тренинги и занятия, направленные на предупреждение употребления ПАВ детьми и обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;  по снятию состояний тревожности и преодолению неадекватных  форм поведения.

С несовершеннолетними организуются просмотры видео — роликов и тематических фильмов, направленных на профилактику асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних.

Нужно отметить, что основная работа специалистов  с родителями, все же проводится на дому, с привлечением совместно проживающих родственников.

Как форма социального партнерства с семьями заинтересованными в решении своих проблем, организован клуб «Доверие».

На начальном этапе организации клуба стояла задача мотивации родителей. С одной стороны, приход в клуб доброволен, с другой – необходимо охватить как можно больше родителей. Поэтому надо создать все необходимые условия. За неделю до проведения клуба родителям вручаются именные приглашения с тематикой заседания, и приглашенными специалистами, в рамках заявленной темы, что повышает  заинтересованность родителей в участии работы клуба. Тематика встреч, и приглашенных специалистов,  формулируется по запросам  родителей.

Социальное партнёрство с семьей благоприятно сказывается на её функционировании, так в 2017 году с улучшением положения в семье снято с учета  22 семьи, 34 н/л,    из них  5 семей с несовершеннолетними  совершившими правонарушения.

Таким образом, можно отметить, что с применением современных технологий, в том числе технологии социальное партнерство, прослеживается эффективная динамика в решении проблем семьи, что способствует снятию её с учета.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: