Детская гиперактивность или дефицит внимания?

28 апреля 2016 г. в отделении реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями 2здоровья проведена очередная  встреча за круглым столом клуба «Моё солнышко» с родителями гиперактивных детей.

На встрече обсуждались такие проблемы как: Особенности нервной системы у ребёнка с синдромом гиперактивности  и дефицита внимания, клинико-психологические аспекты СДВГ, работа педагога — психолога с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности., как родителям взаимодействовать с гиперактивным ребёнком.

В семье рождается ребёнок. И взрослые мечтают: вот он начнёт ходить, вот будем вместе заниматься  интересными делами, расскажут ему о мире, покажут всё, что сами знают. Время идёт. Ребёнок уже ходит и говорит, но … ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. Это типичный случай синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при котором понижается уровень концентрации внимания и патологически повышается отвлекаемость. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется гиперактивным поведением и неспособностью сконцентрировать внимание. Многие дети испытывают сложности с концентрацией внимания, но у некоторых это нарушение сопровождается повышенной активностью. Дети с СДВГ не могут усидеть на месте, они беспокойны и вертлявы, часто перебивают других, постоянно бегают и прыгают.

В таких случаях родители, как правило испытывают много трудностей при взаимодействии с такими детьми. Некоторые родители стремятся жёсткими мерами бороться с непослушанием своего ребёнка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, строго наказывают за малейшие проступки, вводят разные запреты. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на всё рукой, стараются не обращать внимания на его поведение, или «опустив руки» предоставляют ребёнку полную свободу действий. Тем самым лишая своего ребёнка необходимой для него поддержки взрослых.

Как же правильно вести себя с «чрезмерно активным» или действительно гиперактивным (по неврологическому статусу) ребенком? Его ни в коем случае нельзя держать «под колпаком», это негативно повлияет на развитие ребёнка. Он должен встречаться со всеми обычными жизненными ситуациями. Это просто необходимо для того, чтобы малыш мог хотя бы иногда тренировать свои слабые способности к концентрации в условиях, «приближенных к боевым». В то же время ему ни в коем случае нельзя «все позволять», ссылаясь на наличие синдрома. «Да он просто не может усидеть на месте!» — говорит в поликлинике мама, чей сын бегает по коридору и стучит игрушкой по стенам, раздражая окружающих и мешая врачам вести прием. А почему тогда тот же самый ребенок по два часа сидит за компьютером или целый день смотрит мультфильмы? Гиперактивность (даже диагностированная специалистом) — это не болезнь, а состояние нер - вной системы данного ребенка. Как помочь такому ребенку?

Нет простых решений, как обращаться с ребенком с СДВГ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний, терпения и упорства родителей. Но главное, ребенок должен ощущать себя любимым. Родителям важно замечать, когда ребенок ведет себя хорошо, отмечая любые положительные поступки, даже самые малые.

Цель в том, чтобы со временем научить ребенка контролировать свое поведение и выбирать желаемый способ поведения. Этот метод хорошо работает со всеми детьми, хотя дети, страдающие СДВГ, могут нуждаться в дополнительном, более частом поощрении.

Дети, страдающие СДВГ, нуждаются в организационной помощи родителей. Таким образом, необходимо:

• Расписание. Организуйте одинаковый распорядок на каждый день с момента пробуждения до отхода ко сну. В расписании должно отводиться время на домашние задания и игры (в том числе прогулки на открытом воздухе и домашние игровые занятия). Повесьте это расписание на дверце холодильника или на стенде на кухне.

• Приведите в порядок все предметы первой необходимости. Для всего должно быть выделено свое место, и все должно храниться на своих местах..

• Детям с СДВГ нужна последовательная система правил, понятных и неукоснительных. Ребенок должен знать о правилах поведения дома, о семейных традициях. Ребенку будет намного легче, если он будет знать, что от него ожидают близкие люди. Поэтому родители должны чаще повторять указания, проговаривать их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

Рекомендации родителям детей с СДВГ:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

2.  Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

3. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в центре реабилитации.

4.  Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

8. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

10. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

15. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

16. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию в физических упражнениях.

17. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы лучшим образом «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.

Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка, и  не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите!!!!!

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: