«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»
К. Д. Ушинский
Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Трудовая деятельность тесно связана с играми детей. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.
Труд, который разумно организован, укрепляет физические силы и здоровье ребенка. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива и стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистские навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
В процессе труда педагог даёт детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений.
Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своей работе красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто вымытые игрушки, красиво накрытые столы.
Труд закаляет детей физически, так как некоторые его виды они выполняют на воздухе (собрать сосновые шишки в ведёрко, вскопать песок, подмести веранду и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других
По содержанию трудовая деятельность разделяется на несколько видов:
- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в накрывании на стол;
- труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, работа на улице;
- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.
Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким круг задач, которые решаются трудовым воспитанием.