Домашние питомцы и их влияние на развитие ребенка

imagesпнг«Мы должны помнить о том, что мы – часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас»

По данным исследования специалистов, 90% детей поставили домашних питомцев в список 10 наиболее важных компонентов своей жизни, при этом для некоторых из них собака или кошка были важнее родственников или учителей!

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969  году американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.

Часто дети приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели.  Особенно важно это для детей замкнутых, нерешительных, не имеющих друзей.

Домашние животные – это своеобразная «психологическая неотложка» для детей, мощный инструмент для снятия стрессаИ это имеет особое значение, ведь сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы все больше и больше. Также многие дети боятся, например, темноты или одиночества, а присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов. Домашнее животное — надежная гавань для ребенка с эмоциональными проблемами: оно отвечает ему безоглядной любовью и внушает чувство безопасности.

Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных, в два раза ниже, чем у детей, в чьих семьях нет домашних питомцев. Такие дети  менее вспыльчивы и подозрительны, они чаще идут на уступки и компромисс, ведь в результате общения с домашними животными дети еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими. Животные не говорят, но издают звуки, оповещая о своих потребностях и настроении, движениями, позой, взглядом. Так дети учатся понимать без слов и животных, и людей.

Опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы. Домашние животные становятся источником и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает, прежде всего, положительные эмоции, а ведь в современном обществе именно их-то зачастую и не хватает.

Кроме того, животные – прекрасное средство развития сенсорики. Здесь с природой не может сравниться ни одна, пусть даже самая совершенная, обучающая игрушка! В общении с животными ребенок учится воспринимать объект через органы чувств: чувствовать форму, величину и цвет, а также запах, расположение в пространстве, тип движений, мягкость шерсти и ее фактуру, да и множество других «параметров». Животные дают почву для развития логического мышления у детей. На основе полученных из жизни представлений о животных ребенок учится видеть разнообразные связи и зависимости: например, кошка мяукает возле миски – значит, проголодалась, затаилась и прижала уши — охотится…

Животные стимулируют множество различных видов деятельности: наблюдение и игру, труд, творчество, соревновательный процесс — в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, у него развивается фантазия.

В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве. В то же время ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру. Так ребенку прививаются понятия экологической культуры, являющейся составной частью культуры духовной.

Ребенок знакомится с простейшими трудовыми операциями. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и в условиях дома.

А еще благодаря питомцу ребенок может легче завести друзей, например, во время совместных прогулок с собакой во дворе или парке.

Наличие животного в доме дисциплинирует: ребенок быстрее и лучше поймет, что все живое требует ухода, питания, возможно, перестройки распорядка дня в соответствии с нуждами животного. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один.

Оказывает определенное влияние домашнее животное и на формирование некоторых черт характера. Так, психологи утверждают, что дети, у которых дома живет кошка, отличаются непосредственностью и мягкостью, но в то же время независимостью в сочетании с творческими способностями. Дети, у которых есть собаки, проявляют аккуратность и собранность, склонность к лидерству, они дисциплинированны, общительны.

       Какое животное выбрать для своей семьи?

Разные животные выполняют самые разные функции. Поэтому необходимо точно подобрать необходимое животное для общения с ребенком.

       Кошки:  снимают агрессивность, успокаивают нервную систему, поэтому будут полезны обидчивым, легковозбудимым, гиперактивным детям. Влияние кошек на личность ребенка, наверное, одно из самых сильных среди остальных животных, ведь с ними можно и дружить, и играть, и посоревноваться в беге — это идеальный питомец для развития детей.

       Собаки: при общении детей с собаками нормализуется давление. Общение ребенка с травмированной, неустойчивой психикой с собакой помогает справиться с ситуацией. Это животное подходит детям с гиперактивностью и дефицитом внимания. Общение с собаками помогает справиться с неврозами, истериями и психастениями. Собака является социальным животным, поэтому ее присутствие в доме помогает формированию у детей позитивных социальных установок, развитию навыков общения. Общение с собаками улучшает психоэмоциональное состояние, моторику, снижает количество эпилептических припадков; неразговорчивые дети начинают больше говорить, а дети с пониженной  эмоциональностью начинают проявлять способность активно реагировать на окружающий мир.

Таким образом, дети, у которых дома есть животное, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно–следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений, и у этих детей эмоциональный мир более богат и разнообразен.

Общаясь с животными, заботясь о них, ребенок учится любви, доброте и бережному отношению ко всему живому.

 

Педагог-психолог

Масленникова Н.И.

(по материалам Интернета)