Выпускникам образовательных учреждений для детей — сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из интернатных учреждений в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Покидая интернатное учреждение, они оказываются не готовыми к жизни, и у них начинаются проблемы.
По данным Генеральной прокуратуры, среди выпускников сиротских учреждений 40% ребят становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают правонарушения, 10% кончают жизнь самоубийством, и только один из десятка – более или менее успешно приспосабливается к жизни в обществе.
Дети – сироты и дети, оставшиеся без родительной опеки, — особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем им приходится бороться с широким кругом проблем: защищать свои права, в частности, жилищные и трудовые, справляться с психологическими трудностями, решать множество частных, но весьма существенных вопросов, таких, как оказание себе первой помощи, приготовление пищи, ремонт жилья и многое другое.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Наибольшее число выпускников, не готовых к самостоятельной жизни, встречаются среди воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Другая актуальная проблема – трудоустройство выпускников. Как показывает практика, основными трудностями, возникающими у детей – сирот, при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются:
- Отсутствие специализированных программ поддержки выпускников в процессе обучения и первичного трудоустройства;
- Отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессии и наличие трудностей при самоопределении;
- Отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
- Ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам.
Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из интернатного учреждения оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
В настоящее время постинтернатное сопровождение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет актуальную и трудную проблему, для любого государства. Необходимо не только предоставлять им жилье, и обеспечивать содержание, но и воспитывать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.
В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подготовлено по материалам интернета.
Специалист по социальной работе Вельц Е.В.