Застенчивый ребенок

пнгЗастенчивость – это свойство личности, возникающее у человека, испытывающего трудности в определенных ситуациях общения с другими людьми. Она проявляется нервно-психическим напряжением и разнообразными нарушениями в сфере эмоций, поведения, речи, мышления. Застенчивый ребенок переживает все чувства в себе, и это может привести к таким невротическим проявлениям, как тики, взмахи руками и т.п.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения.

Причиной появления застенчивости у ребенка могут быть заниженная самооценка, неуверенность в себе, негативный опыт общения, пережитые когда-то ситуации неуспешности в межличностных контактах. Также может сыграть роль и длительное пребывание ребенка в узком семейном кругу, постоянное общение лишь с хорошо знакомыми людьми.

Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

     Категорически нельзя:

  • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»;
  • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»;
  • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»;
  • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!».

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее.

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

  • не говорите при ребенке, что он застенчивый. Одна из основных причин застенчивости детей заключается в том, что их называют застенчивыми;
  • подкрепляйте в ребенке чувство уверенности в себе, осторожно привлекая его к выполнению заданий, связанных с общением;
  • поощряйте контакт взглядом. Когда говорите с ребенком, попросите его посмотреть на вас или скажите, что хотите увидеть его глаза. Зрительный контакт во время общения – важный шаг к преодолению застенчивости;
  • научите ребенка начинать или поддерживать  разговор. Для этого вместе с ним составьте несколько фраз, которыми можно начать беседу со взрослым, со сверстником. Продумайте также фразы, которыми можно ответить на самые распространенные вопросы;
  • давайте ребенку время и возможность самому освоиться в незнакомой обстановке;
  • играйте в игры про общение, инсценируйте процесс дружеского общения;
  • учите малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее);
  • отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Готовьте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и как  попрощаться.

      Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но «соглашатели» убивают собственную личность.

      Изменяйте не ребенка, а его поведение.  Обучайте ребенка навыкам общения.

Педагог-психолог Масленникова Н.И.

(по материалам интернета и журнала «Справочник педагога-психолога»)