Жизнеустройство и постинтернатное сопровождение

Получая статус «оставшегося без попечения» (в результате сиротства, в том числе социального), ребёнок переходит на полное государственное обеспечение. Государство является гарантом обеспечения детей-сирот необходимыми условиями для жизнедеятельности, физического и духовного развития.

Исключительная опека, которая устанавливается над детьми в период пребывания их в стенах центров и интернатных учреждений, а также полное государственное обеспечение формирует у детей беззаботное представление о жизни, не подготавливает их к трудностям, которые неминуемо возникают в процессе социального приспособления по окончании пребывания в учреждении. Выпускники учреждений господдержки, не придают значение юридически значимым документам, таким как паспорт, ИНН, страховое свидетельство и т. д.. Нередки случаи потери или порчи этих документов, не понимают, какую ценность имеют данные документы, и не осознают всю тяжесть последствий, связанных с их отсутствием. Очень часто проявляется халатное отношение к собственному здоровью.

Наблюдение за постинтернатным жизнеустройством, показало, что у детей сирот сохраняется низкий уровень адаптации в обществе. У них некорректно сформированы модели семьи, искажены механизмы дружеских и интимных взаимоотношений, практически не развита трудовая мотивация. Низкие адаптивные возможности не способствуют достижению ими высоких статусных позиций в обществе, что в дальнейшем оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни

Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственные дети», и с этого момента его статусное положение нестабильно: он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему «по плечу». В силу низких адаптивных способностей, дети сироты не сразу могут войти в какую-то общественную группу, принять и осознать свою новую идентичность. С одной стороны, сложившаяся группа не всегда охотно принимает новых членов, с другой, — у выпускников сиротских учреждений имеет место устойчивая тенденция к замыканию в «детдомовской» среде. В таком маргинальном положении выпускник может существовать годами.

Одним из сложнейших вопросов в процессе постинтернатной социализации, является вопрос трудоустройства. Создаются специфические дополнительные трудности в трудоустройстве детей сирот, которые учатся не на должном уровне, а в связи с развитием технического прогресса и, как следствие, повышением требований к интеллектуальному уровню рабочих.

Поэтому планирование собственной жизни детей сирот можно разделить на две тенденции:

Одна – утверждение: «планирую жить нормально/хорошо», что подразумевает высокие статусные позиции, большую заработную плату, хорошую работу, и в то же время не оговариваются необходимые усилия и механизм достижения благополучия.

Вторая – наиболее распространенная тенденция, которой придерживаются и наши выпускники, — «как получится», т.е. не имеют никаких планов на будущее, не видят перспективы будущего, «плывут по течению» и в основном планируют свою жизнь только с помощью взрослых.

Вместе с тем, представления о будущей жизни противоречивы, нечётко сформулированы и, в большинстве случаев, ограничены ближайшим будущим.

Преобладает неорганизованность досуга выпускников, что негативно влияет на их социальную адаптацию.  Досуг беден и, по сути, сводится к просмотру телевизора, совместному гулянию и употреблению пива (употребление алкоголя воспринимается как проведение досуга). Избыток свободного времени при неумении организовать позитивного его использования, злоупотребление спиртным в компаниях формирует негативную зависимость, тем более, что у большинства социальных сирот плохая наследственность. Зачастую дети сироты, в силу неустойчивости собственных норм и ценностей, нетвердости жизненных ориентаций, оказавшись в «большом мире», под воздействием новых влияний не всегда могут удержаться от асоциальных форм поведения.

Особенно важное значение имеет, социальная постинтернатная адаптация, которая включает в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую функцию вместе взятые.

Специфика работы постинтернатного сопровождения выпускников подразумевает детальную проработку вопросов, индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль – непосредственное участие, сопровождение, как говорится, «за ручку».      Подготовка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей с 18 до 23 лет к самостоятельной жизни – процесс сложный. Для компенсации недостаточного социального опыта детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специалистами проводится курс «Социально-бытовая ориентировка», направленная на повышение социальной компетентности воспитанников постинтернатного периода. Также актуальным вопросом в настоящий момент является работа по активизации необходимых психологических механизмов детей сирот для социальной адаптации в новых условиях.

 

Специалист по социальной работе Вельц Е.В.

Использован материал интернета.