Если ребенок – левша

 

       rebenok-pravsha-ili-levshaЛевшей считают особенными людьми. Но если у ребенка обнаруживается леворукость, то означает ли это достоинство или недостаток? Можно ли назвать этих людей в чем-то исключительными?

Принято считать, что подавляющее большинство людей – правши. Как показывают исследования, это не совсем так. У большинства людей признаки левшества и правшества комбинируются в различных сочетаниях, поэтому чаще встречаются люди со смешанными профилями. Оказывается, истинные правши (то есть имеющие все правые показатели по всем пробам), составляют лишь 25% от общей популяции.

В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем более вероятна леворукость. В начальной школе труднее детям, имеющим смешанный профиль. Дело в том, что основная структура мозга, связывающая оба полушария – мозолистое тело – только начинает созревать в 7 лет. Если у ребенка этот процесс идет медленнее, следовательно, для него будет трудно осваивать сложные действия, например, письмо. Ведь если у него, к примеру, ведущими являются правое ухо и левый глаз, то полученную информацию ему придется объединять с помощью еще не созревшей структуры мозга.

Родителям желательно знать профиль своего ребенка. Например, если ребенок плохо читает, то его заставляют читать больше. Но если знать, что данный ребенок имеет смешанные показатели, то ему лучше проводить больше времени на воздухе, больше двигаться, хорошо спать и есть качественные продукты. Это ускорит процесс созревания мозга и, как следствие, улучшит навык чтения.

Левшество часто (но не всегда) сопровождается повышенной эмоциональностью. В этом случае жесткие требования родителей в сочетании с эмоциональным стрессом могут привести к появлению заикания. Механизм таков: у многих левшей центр речи находится в двух полушариях. Эмоциональный срыв может привести к формированию конкуренции этих центров, что реализуется в поведении как  заикание.

В другом случае переживания могут подавить его и без того слабую иммунную систему. Если это подавление будет происходить в течение длительного времени, то снятие стресса вызовет повышенную реакцию на нейтральный стимул, а это не что иное, как аллергия.  Если в этот момент начинается активное лечение без анализа причин, то аллергическая реакция закрепится надолго.  Правильная стратегия родителей в такой ситуации – в доброжелательной форме обучать ребенка последовательно преодолевать трудности, а не бежать от них (к чему склонны люди с левым профилем). В таком случае аллергия не закрепится, а будет лишь случайным эпизодом.

Повышенная эмоциональность, особое восприятие пространства леворукого ребенка могут стать основанием для реализации творческих способностей. Для их полного раскрытия необходимо отсутствие стрессовых условий и положительное самовосприятие ребенка в процессе творчества. Негативное отношение близких ко всему необычному в ребенке может подавить этот процесс.

Леворукость не станет причиной проблем у ребенка, если находящиеся рядом взрослые не будут во что бы то ни стало переучивать его выполнять действия правой рукой и будут обучать преодолению трудностей. Проблемы возможны тогда, когда из-за ярлыка «левша» закрепляется повышенная склонность к невротическим реакциям.

Педагог-психолог Масленникова Н.И.

(по материалам Интернета и статьи Е.Н. Николаевой «Леворукий ребенок и проблемы его родителей»)