Желание создавать и творить есть в каждом из нас. Современных детей, увлеченных виртуальными и компьютерными игрушками, сложно удивить зайчиком, сложенным из лоскутка ткани или бумажной стрекозой. Но чем раньше мы начнем привлекать детей к творчеству, тем раньше они научаться мастерить без нашей помощи. Конечно, с малышами придется посидеть рядом, объяснить, показать, помочь смастерить. Но никогда ваши заботы не пропадут даром. Если ребенок приобщился к волшебному миру созидания и увидел результат своего труда, испытал радость творчества, а потом еще и применил свое «творение», не захочет в дальнейшем только наблюдать и потреблять готовые развлечения.
На своих занятиях учу мальчишек и девчонок использовать в работе все разнообразие хорошо известных и доступных материалов – бумага, пластилин, пуговицы, соленое тесто, ткань, природные и бросовые материалы. Но техники и способы их применения и обработки во многом являются для детей новыми, а результат может быть неожиданным. Это позволяет им осознать поистине безграничные возможности художественного творчества.
Овладение рядом умений и навыков требует терпения и аккуратности, а поделки - тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд, внимание и, конечно, развитое воображение.
Особое внимание уделяю повышению мотиваций воспитанников. Чтобы процесс труда был для детей не рутинной работой, а вдохновенным созиданием, необходимо создать особый эмоциональный фон занятий, заинтересовать детей, вызвать у них тягу к творчеству. Только так трудовая деятельность будет действенным инструментом для воспитания личности.
Методы, повышающие мотивацию, могут быть разнообразными. Главный принцип заключается в том, что приобретение навыков мастерства не является самоцелью. Умение резать, клеить, лепить, шить и т. д. нужно детям постольку, поскольку помогает осознанно создавать произведение творчества, наполняя его конкретным содержанием.
Знакомство с традиционными народными промыслами (куклы – скрутки, вышивка, глиняная игрушка), с историей возникновения ремесел и видов искусства помогает ребенку ощутить себя продолжателем древних традиций, посвящает его в вековые тайны творчества и мастерства.
Наибольший отклик у детей вызывает не точное копирование образцов, а их переосмысление с точки зрения собственной индивидуальности, реальных жизненных впечатлений, возможности использовать современные, декоративные материалы.
Поделки, сделанные из привычных вещей – коробков, трубочек, баночек и т. п. меняют взгляд на обычные, никому, казалось бы, не нужные вещи. Они будят фантазию, открывают возможность из ничего сделать массу полезного и интересного.
Ахметова Светлана Александровна – инструктор по труду