Секреты позитивного воспитания

728x546_1_3a537ae0230a1f2e8e3c014253834581@1706x1280_0xac120003_8384187171621409706Что означает термин «позитивное воспитание»? Это воспитание, которое базируется на безусловной любви и взаимном уважении, которое многие родители упускают из виду. Некоторые матери и отцы требуют от детей уважения, в то время как сами его выказывать не желают. Но ведь все мы знаем народную мудрость «Как аукнется, так и откликнется». Если с малых лет ребенок видит пренебрежение к себе, к своим потребностям, к своему мнению, то с годами и сам начнет с презрением относиться к родителям. В юном возрасте  дети могут скрывать свое презрение за маской покорности. Но стоит им стать старше, как с хорошим отношением к себе родитель может распроститься.

Говоря о безусловной любви родителя к ребенку, важно не путать ее со слепым, всепоглощающим обожанием, которое не позволяет видеть в ребенке многогранную личность со своими проблемами и, возможно, недостатками  развития и поведения. Безусловная любовь – это когда ребенка любят на за его достижения, внешность или хорошее поведение, а за то, что он просто есть. При этом родитель адекватно оценивает особенности своего ребенка и адекватно реагирует на его ошибки или неудачи: критикует, огорчается, злится, но не перестает любить и помогает ребенку преодолеть трудности.

На каких базовых принципах основано позитивное воспитание?

1. Право на чувства и выражение эмоций. Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свои эмоции и избегать их бурного проявления на публике. Но нельзя без конца затыкать ребенку рот, запрещая в принципе проявлять эмоции. Научите чадо адекватно проявлять эмоции.

2. Нематериальные награды и выполнение обещаний. Нельзя обманывать ребенка, давая ложные надежды. Если не можете чего-то сделать, то и не обещайте этого. Ребенку важно знать, что родительскому слово можно верить на все 100%. Если ложные обещания будут в норме вещей, то дети сами научатся обманывать окружающих и, в том числе, своих родителей.  Поощрять детей надо, однако только материальные поощрения опасны и вредны. Поощрение может выражаться словесной похвалой, улыбкой, объятиями.

3. Общение на уровне и языке ребенка. Когда мы вечно возвышаемся над детьми и свысока что-то говорим, они чувствуют себя по-рабски и эмоционально отдаляются. Если надо что-то обсудить и вы хотите, чтобы ребенок максимально проникся вашими словами, то лучше сесть рядом с ним, чтобы вы оказались на одном уровне. Учитывайте возраст своих детей, когда хотите донести какую-то мысль. Малыши могут не уловить смысла фраз со «взрослой» терминологией. Говорите с детьми на одном языке.

4. Эмпатия и симпатия. Покажите детям, что вы их слышите. Умейте поставить себя на их место и проявить понимание, а также покажите свое одобрение, если вы согласны с их мнением.

5. Чувство юмора. Вовсе необязательно постоянно корчить серьезную мину. Детям проще запомнить жизненные уроки в позитивном ключе, когда они сопровождаются шутками. Улыбка – один из самых эффективных инструментов воспитания.

6. Обоснованные последствия. Ребенку с малых лет надо объяснять, что каждое действие ведет за собой последствия: плохие или хорошие. Не стоит лениться проговаривать, обсуждать с малышом, что будет, если он поступит определенным образом.

7. Диалог вместо монолога. При обсуждении каких-либо проблем старайтесь избегать пафосного чтения морали – ребенку она как с гуся вода. Вместо монолога лучше сосредоточиться на диалоге, вовлекая детей в беседу. Задавайте важные вопросы ребенку, чтобы получить ответную реакцию.

8. Нет побоям. Детей бить нельзя. В принципе. Просто подумайте вот над чем: родитель – самый близкий человек для ребенка во всем мире. Родитель – защитник и пример для подражания. Что же происходит в душе ребенка, когда «защитник и пример для подражания» поднимает на него руку? Физическая боль превращается в боль душевную: копятся обиды, гнев, появляется презрение и чувство, будто тебя предали. Позднее уже взрослый ребенок может начать бить и своих детей. Наверное, этого никто не желает. Вывод: никакого рукоприкладства!

9. Нет ядовитым фразам. Практически каждый родитель допускает ошибки, используя фразы, отправляющие ребенку жизнь. Сюда относятся: сравнения, шантаж, оскорбления. Фразы со сравнениями: «А вот дети других родителей себя так не ведут», «А вот я в твоем возрасте это уже умела!» и так далее. Призванные мотивировать ребенка к действиям, такие формулировки заставляют его чувствовать себя неполноценным в сравнении с другими. Фразы с шантажом: «Никакого телевизора, пока не сдашь все предметы на «отлично», «Я тебя выносила, родила, кормила, ночей не спала, а ты этого не ценишь!» и тому подобное. В первом случае родитель отказывается принять очевидный факт: у ребенка может не быть способностей к изучению определенных предметов, поэтому такой шантаж сравним с требованием достать луну с неба. Во втором случае родитель переносит на ребенка ответственность за принятое не им решение. Ребенок не просил его вынашивать и рожать. Фразы с оскорблением: «Тебе слова не давали», «Пока ты живешь под моей крышей и ешь за мой счет – твоего мнения никто не спрашивает». Подобные фразы больно ранят ребенка в любом возрасте и уж точно не дают того воспитательного эффекта, на который рассчитывают родители.

10. Гарантия безусловной поддержки. Ребенок должен знать, что родители выслушают его, помогут уладить проблему и поддержат в случае трудностей. Объясните ребенку, что даже если вы расстроитесь из-за его проступка, это не значит, что вы лишите его своей поддержки.
Выполняйте родительский долг с умом, научившись ставить себя на место своего ребенка. Только тогда вы найдете баланс в отношениях и услышите столь желанную для любого родителя фразу: «Мама и папа, вы – лучшие в мире»!

 

Педагог-психолог Наталья Масленникова

(в статье использованы материалы Интернета)