Постинтернатное сопровождение студентов категории «детей-сирот» в условиях профессионального образования

indexВ настоящее время проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, достигли в нашей стране предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно важным и необходимым. Семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним их стратегических приоритетов государственной политики в России.

Жизненные ситуации, в которых оказывается ребенок-сирота, поступая в профессиональное образовательное учреждение, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Адаптация студентов категории дети-сироты в колледже – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельной жизнедеятельности. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым устройством и сопровождается активным усвоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением в целом.

Обобщив опыт работы с данной категорией студентов, нам удалось выявить некоторые трудности, с которыми встречаются вновь прибывшие студенты-сироты в колледже:

- перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму – проживанию в общежитии, знакомству с инфраструктурой поселка;

- налаживание коммуникативных связей со сверстниками, педагогами, воспитателями;

- рациональное распределение денежных средств, то есть эффективное использование социальных гарантий для детей-сирот – обеспечение продуктами питания, одеждой и обувью, канцелярскими товарами, другими необходимыми принадлежностями;

- хронические заболевания детей-сирот, связанные соматическим развитием, усугубляемые употребление алкоголя и курением;

- неустойчивое психологическое состояние, связанное со статусом (равнодушие, инфантильность, синдром иждивенца), вхождением в новый коллектив в колледже и в общежитии;

- соблюдение Правил внутреннего распорядка колледжа, Правил проживания в общежитии – проявление ответственности и самостоятельности, заключающееся в ежедневном посещении учебных занятий, выполнении домашних заданий, следование режиму труда и отдыха в общежитии;

- реализация своих возможностей и способностей во внеурочной деятельности, то есть эффективное распределение времени для обучения и участия в различного рода мероприятиях, предлагаемых в коллеже, общежитии и учреждениях дополнительного образования поселка.

Использованы материалы интернета

Специалист по социальной работе Вельц Е.В.