Признаки, позволяющие заподозрить состояния физического и эмоционального насилия над детьми

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе. Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка.

Прежде всего, необходимо понимать, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, т.е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются следующие:

  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • «трудный» ребенок;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

Один из факторов - социальное неблагополучие семьи:

  • неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • специфические культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • использования физического и психического насилия в качестве наказания;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов. Не менее значимым и важным фактором риска является состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей:
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • умственная отсталость;
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

При наличии данных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются факторы риска, где есть почва для жестокого обращения с ребенком.

Различают четыре ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ жестокого обращения с детьми:

ü ФИЗИЧЕСКОЕ,

ü СЕКСУАЛЬНОЕ (развращение),

ü ПСИХИЧЕСКОЕ (эмоциональное),

ü МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (пренебрежение основными нуждами ребенка).

1.      Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

>       боязнь физического контакта со взрослыми;

>       стремление скрыть причину травм;

>       плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

>       негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

>       суицидальные попытки.

 

2.      Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при

следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

>       ночные кошмары, страхи;

>       несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

>       стремление полностью закрыть свое тело;

>       депрессия, низкая самооценка.

3.  Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

>       постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

>       различные соматические заболевания;

>       беспокойство, тревожность, нарушения сна;

>       агрессивность;

>       склонность к уединению, неумение общаться;

>       плохая успеваемость;

>       задержка физического и умственного развития ребенка;

>       нервный тик, энурез.

4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

>       задержка речевого и моторного развития;

>       постоянный голод;

>       кража пищи;

>       требования ласки и внимания;

>       низкая самооценка, низкая успеваемость;

>         агрессивность и импульсивность;

>         утомленный, сонный вид;

>         санитарно-гигиеническая запущенность;

>         отставание в физическом развитии;

>         частая вялотекущая заболеваемость;

>         антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

 

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесто­кого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

 

 Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

>     ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и опреде­ляет меры защиты;

>     ст.  6 — обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка;

>     ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства
в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

>     ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

>     ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необхо­димый для физического, умственного, духовного, нравственного ‘и социаль­ного развития;

>     ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;

>     ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

>     ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

>      ст. 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;

>       ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

>     ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образова­тельных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;

>     ст. 56 — предусматривает административное наказание педагоги­ческих работников за допущенное физическое или психическое «насилие над
личностью обучающегося или воспитанника»:

Семейный кодекс РФ:

>     ст. 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

>     ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

>     ст. 69 — меру «лишение родителей родительских прав», как меру за­
щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

    >  ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной уг­розе жизни и здоровью.

Закон РК «О защите прав детей»:

>      ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологиче­ское насилие над ними запрещены».

 Специалист по СР  М.Л. Федотова

 (подготовлено по материалам интернета)