Как вернуть радость общения с ребёнком

1000x600_0xac120003_4131472771612798755При современном ритме жизни очень часто, нам взрослым, не хватает времени на самое главное — общение с нашими детьми. Когда этого общения не хватает, то дети начинают получать эту необходимую порцию близости с родителями разными путями: истериками, плачем, агрессией, а некоторые замыкаются в себе.

Ответная реакция родителей на такое поведение детей как правило одинаковая: крик, слезы, ощущение смертельной слабости и не понимания, что делать, как изменить ситуацию. Замкнутый круг, и в какой-то момент повод для крика и недовольства вовсе не нужен. Мы начинаем кричать по привычке.

Отношения с детьми нарушаются: мы не слышим и не понимаем друг друга.  Мы забываем о том, что Ваши дети — это самые лучшие в мире дети.

И если в какой-то период жизни усталость и недосып заставили вас забыть об этом, это неправильно, и это просто надо поменять. Приучайте себя думать о своих детях хорошо. Можно изобрести десятки внутренних игр, стоп-слов и правил для самой себя, призванных приучить вас воспринимать время общения со своими детьми как радость, а не как пытку. Способы вы выбираете сами, с помощью них вы отучаете себя все время быть недовольной, уставшей и задерганной, когда с детьми.

Первое, что может помочь, это постоянное напоминание самой себе, что моих детей и вовсе могло бы не быть: сообразительные и хитрые. Шкодливые и очень-очень ласковые. Такие прекрасные дети. Надо просто не забывать про это.

Второе, что может отучить вас от привычки к мрачности в общении с детьми, это что-то вроде вот такого упражнения. Можно представить себе многоквартирный дом и в нем два горящих окошка. Камера наезжает, и мы видим в одной квартире маму, которая лежит на диване с детьми и читает им книжку, а в другой — маму, которая орет на детей. В первой квартире — рай. Во второй — ад. В какой квартире вы хотите оказаться? Там, где диван, книжка, смех? Или в той, где затравленные детские глаза, поднятые плечи и ожидание удара? Если ответ однозначен, ведите себя соответственно: не кричите, не унижайте их, не самоутверждайтесь за счет них, не злоупотребляй своей материнской властью. Ведь она безмерна, и вы безнаказанны, они же не могут вам ответить. Поэтому не становитесь чудовищем, выделяйте главное. Помните про эти две картинки. Отстраняйтесь от ситуации и смотрите на нее со стороны — из окошка.

Что вы сейчас видите? Вы сейчас какая мама? Что вы сейчас делаете?

Думайте, отслеживайте собственные реакции, учитесь контролировать их. Не сразу, но постепенно вы научитесь контролировать себя. А это очень полезное умение, когда у вас маленькие дети.

Третье — это мелочи жизни. Маленькие радости, которые поднимают вам настроение. Можно делать их вместе с детьми. Что вам нравится? Ездить на велосипеде, обедать в кафе, ходить в кино, рисовать, слушать музыку, собирать камушки, перебирать украшения, и так далее. И просто начать делать это все с детьми. И это все очень, очень, очень сильно улучшает ваши отношения.

Играть, заниматься, гулять, познавать и развивать ребёнка нужно через обязательное желание взрослого. Дети открыты к общению, радуются любому знаку внимания в свой адрес. Взрослым нужно иметь ответное желание к совместному досугу с ребёнком. Время, проведённое с ним из-за чувства родительского долга, не обеспечит положительного эффекта ни ребёнку, ни родителю. Проводите как можно больше времени с ребенком, внимательно слушая его и отвечая на его вопросы.

Разговор, беседы — самые привычные формы общения взрослых. Детям тоже это нравиться. Они искренне интересуются у вас, как прошёл рабочий день, что было нового и интересного. Поддержать такую беседу очень легко ответными вопросами о том, что делал ребёнок в детском саду, с кем дружит, во что сегодня играл. Что больше всего запомнилось сегодня? Что планирует делать завтра?

Такие разговоры-беседы могут плавно перетекать в дела. Если они делаются согласованно, то для ребёнка даже решение сложных вопросов принесёт удовольствие. Детям доставляет радость совместная деятельность с взрослым.

Принимая участие в делах родителей, ребёнок осваивает окружающий мир, познаёт дела взрослых со всеми сложностями, осмысливает, развивается, искренне вам помогает. Верит в свои возможности, чувствует себя нужным, важным, значимым, равным, другом. Любые упрёки или замечания расстраивают детей, отнимают желание совместного времяпровождения с вами. Не следует переживать из-за ошибок ребёнка. Он растёт, развивается, получает опыт, и самое главное, — свой личный опыт.

Необходимо с ребёнком сообща придумывать интересное, полезное занятие. С интересом подключаться к детской деятельности, тогда вы становитесь равноправными партнёрами.

Это очень сближает. Не часто встретишь в семьях такую игровую форму общения. Если ребёнок вовлечён в совместное общение, от которого получает удовольствие, он обязательно почувствует вашу любовь и заботу. Чувствуя себя нужным, любимым, ребёнок начинает испытывать к вам более сердечные, нежные чувства.

Если ребёнок в семье достаточно общается со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает свою значимость. Общение создает территорию любви, в которой радостно и комфортно живут дети и взрослые. Только общаясь, дети могут научиться любить, ценить, беречь то, что им дорого, только общаясь можно наладить тесную связь с ребенком.
(консультация подготовлена по материалам интернета)

социальный педагог Пустоводова О.М.