Как говорить с ребенком о смерти и надо ли это делать

590Тема смерти одна из самых трудных тем для многих родителей. И потому что она сталкивает нас с одним из базовых страхов – страхом смерти, и от того, что страх, как базовое чувство, дано человеку для самосохранения. Когда вокруг происходит что-то, что представляет угрозу жизни, организм немедленно реагирует выбросом адреналина в кровь. На физическом уровне мы ощущаем учащенное сердцебиение, потливость, учащенное дыхание или его задержка. Все это необходимо для того, чтобы человек был готов или бежать, или нападать, защищаться.

Почему дети спрашивают о смерти

Обычно вопросы, связанные со смертью, дети начинают задавать, когда им всего четыре-пять лет. Причем интерес к этой теме у них острый, и настойчивый. Почему так происходит? Созревают определенные структуры мозга, и маленький человек начинает замечать то, что не видел раньше, чему раньше не придавал значение. Ребенку интересна эта тема. И это важно понимать.

Важно знать, что эта тема не пугает ребенка до тех пор, пока он не сталкивается с вашим страхом. Что делать, чтобы не научить ребенка через свои реакции, свои чувства, боятся смерти? Прожить, отгоревать и принять факт смерти, как обязательной части жизни. Проработав свои травмы, вы не будете травмировать собственного ребенка.

Психологи отмечают, что, отвечая на вопрос о смерти, нужно учитывать возраст и состояние ребенка. Для детей от 2-х до 5-ти лет смерть — это что-то временное, абстрактное и обратимое, как в сказке: поцеловал принц спящую красавицу, и она ожила. С 5-ти до 9-ти лет приходит осознание, что все рано или поздно заканчивается, и продолжения не будет. Появляется страх смерти. И только после 9-ти лет ребенок понимает, что смерть необратима и его жизнь тоже закончится.

Вопрос «Мама, а ты не умрешь», в детском возрасте не про страх, а про интерес. Это про жизнь и ее течение. Ребенка интересует то, что мама долго еще будет с ним и что даже если это случится, то очень нескоро. Ему важно знать, что это не случится сегодня и завтра. Такие вопросы могут обостряться в периоды вашей болезни или болезни близких и значимых для ребенка взрослых. И это будет опять про жизнь и те процессы, которые происходят сейчас. Про то, что не всякая болезнь приводит к смерти, но и такое бывает.

Ошибка, которую допускают многие родители, отвечая на этот вопрос: «Нет, не умру». Это настолько откровенная ложь, что ребенок это чувствует. Не осознает, не понимает, а именно чувствует. Причем врете вы как ему, так и себе в этот момент. Потому как страшно, и больно и не понятно, что с этим делать. Самым оптимальным будет ответ: «Да, умру, но не скоро». Часто этого бывает достаточно, чтобы удовлетворить детское любопытство. Но может привести и к более подробным расспросам, которые стоит выдержать. Отвечая на вопросы, нужно быть честным, но не углубляться больше, чем это интересно ребенку, т.е. внимательно слушайте, что спрашивает ребенок и давайте сначала самый простой ответ. Например, на вопрос: «А я тоже умру», очевиден ответ: «Да, когда придет время» или «Да, когда станешь очень старым». Конечно, никто не знает, когда он умрет и так тоже можно ответить ребенку, но обычно это случается в старости. Скорее всего, этого ему будет достаточно.

 

Как помочь ребёнку понять смерть

Чтобы помочь им осознать, что такое смерть, обязательно скажите: когда человек умирает — это навсегда, он не вернётся. Чтобы облегчить грусть от расставания, расскажите малышу, что он всегда может вспомнить о хороших моментах, проведённых с умершим близким человеком.

Помогите ребёнку понять, что смерть является частью естественного цикла жизни. Можно начать с примеров, которые не так эмоционально окрашены (например, деревья, бабочки, птицы), терпеливо объясняя, что продолжительность жизни у всех разная.

Также скажите, что иногда живые существа настолько серьёзно болеют, что не могут оставаться в живых. Однако настаивайте на том, что люди и животные в большинстве случаев могут вылечиться и прожить до глубокой старости.

Как НЕ нужно говорить

Специалисты настаивают на том, чтобы родители, объясняя тему смерти, избегали шаблонов и метафор, так как маленькие дети все воспринимают буквально. Наложите табу на такие фразы, как «звезды на небе, к которым добавилась еще одна», «заснул вечным сном» (может вызвать страх засыпания), «ушел далеко-далеко» (страх расставания и злость на того, кто ушел), «улетел на далекую звезду» (усложнит разговоры о космосе и спровоцирует навязчивую тему «давай тоже полетим туда»).

Не говорите ребёнку, что его бабушка умерла, просто потому, что она болела, — он может решить, будто она подхватила обычную простуду. У него может появиться страх смерти, даже если он просто простудится или кто-то из родных начнёт кашлять. Скажите ему правду, используя простые слова: «У бабушки был рак. Это очень серьёзная болезнь. Иногда людям удаётся вылечиться, но не всегда». Убедите ребёнка, что смерть не заразна.

Исследование темы смерти — необходимый этап в жизни ребенка, с которого он учится осознавать ее ценность. После такого разговора его поведение на какое-то время может измениться, он еще долго может задавать уточняющие вопросы. Важно, чтобы у ребенка не осталось непонятных моментов, так как самое страшное для него — неназванные эмоции. Помните, каждый незаполненный пробел – место для страхов и тревог.

Использованы материалы интернета

Психолог Шишлянникова А.В.