Как заинтересовать ребенка чтением книг

1«Человек, любящий и умеющий читать, -

счастливый человек.

Он окружен множеством умных,

добрых и верных друзей.

Эти друзья — книги»

(К. Паустовский)

Книги являются очень важным фактором формирования личности человека. Однако в век компьютерных технологий чтение, к сожалению, отошло на второй план, и перед многими родителями стоит вопрос: как заинтересовать ребенка книгой; как приучить к чтению; как сделать так, чтобы чтение стало потребностью, а не скучной обязанностью?

С чего начать?

Начало всему, конечно же, должно быть в семье. Читать детям нужно начинать с самого рождения. Малыш слушает первые песенки, стихотворения, рассматривает в книжках картинки. В этом возрасте его больше интересует спокойный мамин голос, интонация повествования, «музыка» стихотворения. Затем внимание ребенка начинает привлекать содержание. Постарайтесь читать с выражением, делая паузы и меняя интонацию в зависимости от действующих героев произведения. Не все из прочитанного бывает понятно, поэтому старайтесь терпеливо отвечать на вопросы. Помните: все, что вы читаете, должно соответствовать возрасту ребенка.

Пробудив у детей интерес к книге, старайтесь всячески поддерживать его, читайте вслух, покупайте книги или берите их в библиотеке. «Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом» — слова замечательного поэта С.Я. Маршака. В книге заключено столько прекрасного, героического, таинственного… Детей, особенно в дошкольном возрасте, увлекает и радует победа доброго и справедливого, с увлечением слушают они сказки, где добро всегда побеждает зло, где правда торжествует. Им очень хочется научиться читать самостоятельно, а пока не умеют — слушать чтение старших.

Постарайтесь читать ребенку в тишине, в спокойной обстановке. Уберите с видных мест игрушки, чтобы малыш не отвлекался. Почувствовав, что выбранная книга не интересна, отложите ее до следующего раза. Обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать понравившиеся эпизоды. Если ребенку это трудно. если он плохо излагает свои мысли, не может выучить стихотворение, не ругайте его — с ним нужно больше заниматься.

Выберите небольшое, не очень сложное произведение с увлекательным сюжетом, прочитайте и вместе сформулируйте основную мысль, задавая наводящие вопросы. Можно нарисовать понравившихся героев, можно попробовать пересказать содержание в лицах, сделав маленькую инсценировку. Помните, что чтение должно доставлять радость, и не наказывайте ребенка, если не все получается сразу.

Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку. Это сближает родителей и детей, создает атмосферу теплоты и дружбы, содействует возникновению общих, духовных интересов, способствует теплым эмоциональным отношениям. Беседы о прочитанном, его обсуждение оказывает огромное воспитательное воздействие, а содержание книг находит свое отражение в детских играх и рисунках.

Чтение является базовым умением всего образования, главным учебным навыком. Оно предопределяет успешность обучения в дальнейшем, от него зависит интеллектуальное развитие человека. Ведь оно закладывается в раннем детстве, и книги, прочитанные в это время, играют огромную воспитательную роль, формируют характер ребенка, его жизненные ценности, оказывают помощь в учебе.

Самостоятельное чтение детей

И вот ваш ребенок овладел навыком чтения, но читать самостоятельно ему еще трудно. Ни в коем случае не заставляйте и не уговаривайте его. Постарайтесь в форме игры пробудить у ребенка желание почитать, идите на маленькие хитрости, радуйтесь каждому прочитанному слову и не привлекайте внимания к ошибкам, старайтесь исправлять их незаметно. Не торопитесь предлагать ребенку книги для самостоятельного чтения. Часто уровень сложности текстов превышает детские возможности, ведь предложения могут содержать много слов и трудных оборотов речи, а слова бывают достаточно длинные и сложные. Сам ребенок прочитать их пока не сможет.

Очень внимательно отнеситесь к выбору первой книги для самостоятельного чтения. Помните, что детям значительно интереснее читать книгу, в которой много картинок и интересный захватывающий сюжет.

Обратите внимание на то, как издана книга. Бумага должна быть плотной, хорошего качества. Оцените шрифт, чтобы буквы были крупными и четкими. Количество текста на одной странице должно быть небольшим, а иллюстрации качественными, выполненными на хорошем художественном уровне.

Очень хорошо, если не только малыши и младшие школьники в семье, но и дети постарше читают вслух своим родителям и пересказывают содержание прочитанных книг. Ведь именно в книгах живут любимые герои, дети стараются им подражать.

Постоянное общение развивает коммуникативные навыки, расширяет словарный запас ребенка. Важно, чтобы родители слушали внимательно. Это повышает самооценку ребенка и вызывает желание читать и делиться прочитанным в дальнейшем.

Очень важно контролировать, что именно читают самостоятельно дети. Не стоит потакать ребенку и покупать новомодные безвкусные издания, столь популярные нынче. Книга с недостойным содержанием не принесет никакой пользы, а только один вред. Литература низкого качества может спровоцировать порочное поведение и сформировать неправильные жизненные ценности. Поэтому старайтесь выработать у ребенка хороший литературный вкус, выбирайте достойные, проверенные временем книги. И в школе, и в библиотеке всегда можно получить список литературы, рекомендуемой для детей и подростков.

Особое место в «книжной жизни» занимают словари, энциклопедии и справочники. Надо обязательно научить ребенка пользоваться такой литературой. Не ленитесь вместе поискать ответ на трудный вопрос, объясните, как с помощью алфавитного указателя найти нужную статью. Эти навыки пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Кроме того, такое чтение очень полезно, поскольку расширяет кругозор юного человека.

Бережное отношение к книгам

Книги, как и люди, рождаются, живут, стареют… И с самых ранних лет у детей нужно воспитывать бережное к ним отношение. В семье должны быть приняты определенные правила обращения с книгами: брать их только чистыми руками, листать аккуратно, никогда на книге не писать, не рисовать, не загибать уголки страниц, а пользоваться закладкой. Желательно надеть на книгу обложку или обернуть ее в чистую бумагу.

Нужно проследить, чтобы у ребенка не появилась такая вредная привычка, как чтение во время еды, и чтобы по прочтении он не кидал книгу где попало, а ставил на определенное место. Соблюдение этих простых правил воспитывает уважительное отношение к книге и формирует культурный уровень подрастающего человека.

Родители, читайте сами, читайте детям, читайте с детьми!

Информация подготовлена по материалам интернета.

 Мамека Т. В.