Стереотипы о старости и старении

Паражанова Л.В. (2)оСтереотип старости – это сложившееся мнение о пожилом человеке в сознании человека,  в средствах массовой информации,  в художественной литературе.

Стереотип о старости может быть негативным и позитивным,

Рассматривая пример негативного стереотипа можно сделать вывод, что пожилой человек – никому ненужный, лишний, а его жизненный опыт, его мнения и знания никому не нужны,  Пожилые люди, в основном, это  одинокие люди, имеющие хронические заболевания, нарушения мозговой деятельности, часто страдающие потерей памяти, ворчливые, жадные, неряшливые люди.

Позитивный стереотип, противоположность негативному мнению, и подразумевает под собой, отношение к пожилым людям,  как к людям мудрым, заботящимся о семье, о внуках, имеющих большой  жизненный опыт и охотно делящихся с более молодым поколением.

У разных категорий населения, наряду с негативной оценкой старости  (занудство, ворчливость, критичное отношение к молодежи), есть  и позитивная (забота о родных, мудрость, духовная значимость для молодых, достойная жизнь) и на уровне бытового общения неприязненное отношение к старости.

Общественное отношение к старости зависит от многих факторов,  и одним  из них  является возраст людей,  и  именно   люди разных возрастов по — разному воспринимают старость.

Так для малышей до 6 лет, пожилой человек отожествляется с образом бабушки или дедушки, дети постарше, качественно оценивают старость: физическое состояние человека и стиль его жизни. Для подростков до 19 лет и старше, старость это выход на пенсию, и они различают биологическую, психологическую и социальную старость.

Дети подчеркивают недостатки пожилого человека, а  молодежь признает их превосходство над собой, и считает положительными чертами пожилого человека — жизненный опыт и мудрость.

Люди в возрасте старше 25 лет высказывают мнение, что старость начинается тогда, когда человек считает себя ненужным, и теряет интерес к жизни и большое значение имеет физическое здоровье. А сами пожилые люди связывают наступление старости с наступлением возраста выхода на пенсию.

Следует отметить, в более молодых  группах  к пожилым людям относятся с уважением, состраданием  и жалостью и осознанием, что им нужна социальная защита.

Некоторые проблемы пожилых только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки.

Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

Также в эпоху компьютеризации, одной из причин  стереотипного представления является способность пожилого человека  к восприятию новой информации и способности к обучению и действительно, существуют особенности обучения пожилого человека, но эти особенности  связаны с не ментальными нарушениями, а с особенностями состояния здоровья (нарушениями слуха, зрения, координации движения).

Следует отметить, что не всегда пожилой возраст это жалкое существование и ожидание смерти, исследованиями психологов и физиологов установлено, что у молодых и пожилых людей различия в  способностях к обучению незначительны и большинство пожилых людей сохраняют  интеллектуальный потенциал, работоспособность и компетентность.  Доказано, что пожилые люди менее подвержены депрессии, и испытывают больше позитивных эмоций и более, чем молодежь удовлетворены жизнью, у пожилых людей сконцентрирована память на важные вещи и относится к старению нужно как к позитивному процессу  с осознанием того, что у каждого возраста есть свои плюсы и минусы, свои находки и обретения.

Заведующая отделением Г.Б. Ханнанова