Стереотип старости – это сложившееся мнение о пожилом человеке в сознании человека, в средствах массовой информации, в художественной литературе.
Стереотип о старости может быть негативным и позитивным,
Рассматривая пример негативного стереотипа можно сделать вывод, что пожилой человек – никому ненужный, лишний, а его жизненный опыт, его мнения и знания никому не нужны, Пожилые люди, в основном, это одинокие люди, имеющие хронические заболевания, нарушения мозговой деятельности, часто страдающие потерей памяти, ворчливые, жадные, неряшливые люди.
Позитивный стереотип, противоположность негативному мнению, и подразумевает под собой, отношение к пожилым людям, как к людям мудрым, заботящимся о семье, о внуках, имеющих большой жизненный опыт и охотно делящихся с более молодым поколением.
У разных категорий населения, наряду с негативной оценкой старости (занудство, ворчливость, критичное отношение к молодежи), есть и позитивная (забота о родных, мудрость, духовная значимость для молодых, достойная жизнь) и на уровне бытового общения неприязненное отношение к старости.
Общественное отношение к старости зависит от многих факторов, и одним из них является возраст людей, и именно люди разных возрастов по — разному воспринимают старость.
Так для малышей до 6 лет, пожилой человек отожествляется с образом бабушки или дедушки, дети постарше, качественно оценивают старость: физическое состояние человека и стиль его жизни. Для подростков до 19 лет и старше, старость это выход на пенсию, и они различают биологическую, психологическую и социальную старость.
Дети подчеркивают недостатки пожилого человека, а молодежь признает их превосходство над собой, и считает положительными чертами пожилого человека — жизненный опыт и мудрость.
Люди в возрасте старше 25 лет высказывают мнение, что старость начинается тогда, когда человек считает себя ненужным, и теряет интерес к жизни и большое значение имеет физическое здоровье. А сами пожилые люди связывают наступление старости с наступлением возраста выхода на пенсию.
Следует отметить, в более молодых группах к пожилым людям относятся с уважением, состраданием и жалостью и осознанием, что им нужна социальная защита.
Некоторые проблемы пожилых только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки.
Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.
Также в эпоху компьютеризации, одной из причин стереотипного представления является способность пожилого человека к восприятию новой информации и способности к обучению и действительно, существуют особенности обучения пожилого человека, но эти особенности связаны с не ментальными нарушениями, а с особенностями состояния здоровья (нарушениями слуха, зрения, координации движения).
Следует отметить, что не всегда пожилой возраст это жалкое существование и ожидание смерти, исследованиями психологов и физиологов установлено, что у молодых и пожилых людей различия в способностях к обучению незначительны и большинство пожилых людей сохраняют интеллектуальный потенциал, работоспособность и компетентность. Доказано, что пожилые люди менее подвержены депрессии, и испытывают больше позитивных эмоций и более, чем молодежь удовлетворены жизнью, у пожилых людей сконцентрирована память на важные вещи и относится к старению нужно как к позитивному процессу с осознанием того, что у каждого возраста есть свои плюсы и минусы, свои находки и обретения.
Заведующая отделением Г.Б. Ханнанова