Альтернативная коммуникация для не говорящих детей: о работе проекта «Театр Жестов».

IMG_20190909_093625Язык и коммуникация – это основа социального взаимодействия. Речь человека — основное средство коммуникации. С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии, как правило, у детей с ОВЗ чаще всего страдает речь. Многие из них не говорят, страдает и понимание речи. Её отсутствие приводит к тому, что общение становится невозможным. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. В отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями всё чаще обращаются за помощью родители детей с речевыми патологиями. Одним из наиболее сложных и распространённых дефектов является, общее недоразвитие речи.  Дети с ОНР имеют особые потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной педагогической помощи. Таких детей отличает ряд особенностей: отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех её функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей.) Наша основная цель работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья — повышение их качества жизни, максимальное повышение коммуникативной активности. Поэтому для нас, как для специалистов, остро встал вопрос о создании специально направленном методе, работы с данной категорией детей.

Какие же методы и способы можно использовать для развития коммуникации, с малышами? В этих случаях можно применить альтернативные средства: жесты, мимику, картинки, разные виды театра. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных методов, как для взрослых, так и для детей является проектная деятельность, поэтому логопедом и соц. педагогом был разработан проект, основной целью которого было: стимулирование коммуникативной и речевой активности детей с ОВЗ.

IMG_9076 IMG_9095Проект «Театр жестов» представляет собой систему интересных и увлекательных занятий, ориентированных на улучшение коммуникативных и речевых навыков детей с ОВЗ. Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникации (специальных приёмов мнемотехники, логоритмики, игровых упражнений, разных видов театра) с безречевыми детьми, компенсирует отсутствие   полной речевой активности, помогает данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создаёт базу для развития речи и познавательной деятельности ребёнка.

Выделены три этапа в работе данного проекта.

 Первый этап – подражательно-исполнительский. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению специалиста или путём подражания ему.

Второй этап – развивающий. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

Третий этап – творческий(заключительный) На этом этапе логопедом и соц. педагогом совместно с детьми проводиться показательное выступление для родителей. Дети демонстрируют приобретённые навыки, специально разученные элементы лого ритмических упражнений, комплексов, а родители могут поучиться и приобрести интересный опыт. В условиях специально организованного процесса с применением   средств альтернативной коммуникации в работе не говорящие дети приобретают навыки невербального общения, повышается мотивация к общению, начинают гораздо легче выражать свои желания и мысли, развивается психологическая база речи.

Информацию подготовила: логопед — Мамека Т. В.