Трудности социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатное сопровождение

Детям-сиротам после выпуска из детского дома или интернатного учреждения необходимо пройти процесс социальной адаптации, сформировать позитивное отношение к окружающим, обрести способность принимать решения и нести за них ответственность, научиться вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный, медицинский, психологический и педагогический характер.     Перед ними встает ряд значительных трудностей: это жилищно-бытовая не устроенность, материальные трудности, отсутствие мотивации к достижению успеха, неумение строить отношения в социуме, несформировавшиеся социальные навыки. Часто отсутствие хорошего образования, трудности в планировании своей жизни, а также психологические проблемы не дают интегрировать выпускника во взрослую жизнь. Таким детям сложно привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, удержаться на рабочем месте. Они по-прежнему испытывают потребность в опеке, стремятся жить в группе среди «своих», подчиняя свои интересы интересам группы. Неразвитый социальный интеллект приводит к незнанию и непониманию законов и правил человеческого общежития. Такие дети с одинаковой легкостью могут быть как жертвами, так и участниками преступлений.

Профессиональная социальная работа содействует разрешению этих проблем, организуя процесс различных мер социальной поддержки данной категории детей, которые принесут положительный эффект и будут способствовать их успешной социализации.

Специалистами отделения помощи семье и детям ведется работа по постинтернатному сопровождению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработана программа «Будущее в твоих руках».

Выделены следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: – социально-трудовая; – индивидуально-личностная; – социально-бытовая; – семейная адаптация.

В содержание социально-трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты: – создание условий для профессионального самоопределения; – формирование навыков к обучению; – профессиональная ориентация; – приобретение опыта производственных отношений.

Индивидуально-личностная адаптация включает: – формирование самосознания у детей; – формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях); – развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме).

Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.).

Осуществляя патронаж детей-сирот, находящихся на постинтернатном сопровождении, специалист по социальной работе проводит беседы, практические занятия по самым разнообразным темам.  Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины, по ведению домашнего хозяйства, по повышению родительском компетенции, т.к. многие уже имеют малолетних детей, или готовятся стать мамой. Социальный педагог повышает уровень ориентированности детей-сирот в основных вопросах их прав и льгот, психолог формирует   навыки и умения управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, проводятся тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания, ситуативные беседы, в процессе которых дети-сироты раскрывают свои способности, знания и умения.

Для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специалистами проводится работа в рамках межведомственного взаимодействия с привлечением всех субъектов города, в рамках решения проблем детей- сирот.
Использована информация интернета.