Хвалить надо уметь. Каких ошибок не следует допускать во время похвалы ребенка

1957df5b750ff76Первая ошибка – злоупотребление похвалой. Когда мы хвалим ребенка слишком часто – похвала обесценивается. Даже самый вкусный торт, который можно есть ежедневно и без ограничений, быстро превращается из любимого лакомства в дежурное блюдо, от которого-никакой радости.

Весь фокус в том, что, если одинаково легко получить похвалу и за будничные вещи и за значимые поступки, мало кто станет напрягаться и стремиться к тому, чтобы порадовать родителей сильнее.

Вторая ошибка – это хвалить слишком редко. Чтобы получить отдаленное представление о том, как подобную ситуацию воспринимает ребенок, попробуйте представить свои чувства от поведения авторитетного и уважаемого шефа, который, как бы усердно вы ни работали не повышал бы зарплату, не награждал премиями, не устраивал бы праздников для коллектива и даже простое «спасибо» цедил бы сквозь зубы? Верно, первым пропало бы желание работать, а следом за ним и уважение к начальнику. Тоже самое происходит и с ребенком – у него постепенно пропадает стимул для хорошего поведения и достижений. Причем родители еще и приговаривают: «Да за что его хвалить-то? Все равно никогда ничего хорошего не делает». У родителей есть заблуждения о том, что похвалой можно испортить.

Третья ошибка – похвала уничижительная, которая и звучит как оскорбление. Все мы хоть раз в жизни слышали (хорошо если не в свой адрес) нечто вроде: «Ну ведь можешь же если захочешь, балбес!» или «В кои- то веки даже ты стал похож на нормального человека!». Естественно, такие слова не вдохновляют на подвиги – напротив, от них становится горько. Ведь подлинный их смысл состоит не в похвале, а в том, что, несмотря на достижение, ребенка все равно считают недотепой. Так что, уважаемые мамы и папы, задумайтесь над тем, что и как вы говорите, и – хотели бы вы услышать нечто подобное в свой адрес.

Последняя ошибка – похвала незаслуженная. К примеру, если старшая сестра убрала игрушки за младшим братишкой, а похвалили его то ребенок привыкнет присваивать себе чужие заслуги.

Так же, к примеру, если ребенок без способностей к музыке, тем не менее честно отбывает положенные часы в музыкальной школе, а дома усердно, но бесталанно барабанит гаммы, причем без особого удовольствия – странно было бы его за это хвалить и поощрять продолжение бесплодной траты усилий, которые он мог бы гораздо более продуктивно потратить на что-нибудь еще, к чему душа лежит и есть склонность. Если ребенок, приучаясь к горшку получает похвалу не тогда, когда сделал свои дела куда положено, а за одно лишь намерение, он очень долго будет осваивать сей предмет и бухаться на горшок по первому требованию, ожидая привычной похвалы, — но свои нужды справляя в штанишки, как только с горшка встанет. Это называется награждать неуспех.

Итак, главных правил здесь всего четыре: похвала должна быть соответствующей ситуации, соразмерной достижениям, заслуженной и не обидной.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: от того как мы хвалим своих детей, зависит их самооценка, и будет ли она завышенной, правильной или заниженной, определяете в первую очередь вы.

Психолог отделения сопровождения замещающих семей      Е.А.Пыхтина