«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бехтерев
Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.
Работа по развитию мелкой моторики должна идти комплексно и должна включать в себя упражнения как на развитие мускулатуры руки, так и упражнения на предметную деятельность.
Работа по развитию мелкой моторики может идти в следующих направлениях:
1. Массаж рук
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
Интенсивное растирание каждого пальца.
Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
2. Пальчиковые игры
Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.
- Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
- Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
- Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
- Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
3. Предметная деятельность
Вязание крючком, вышивание, работа с ножницами, создание аппликаций, конструирование, создание украшений (бус, сережек, браслетов), создание поделок из соленого теста и последующее их раскрашивание.
Желаем вам успехов!
Материал подготовлен логопедом Мамека Т.В.