Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи

новый коллаж«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»  В. М. Бехтерев

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.

Работа по развитию мелкой моторики должна идти комплексно и должна включать в себя упражнения как на развитие мускулатуры руки, так и упражнения на предметную деятельность.

Работа по развитию мелкой моторики может идти в следующих направлениях:

 1. Массаж рук

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

Интенсивное растирание каждого пальца.

Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

2. Пальчиковые игры

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

- Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

- Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

- Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

- Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

 3. Предметная деятельность

Вязание крючком, вышивание, работа с ножницами, создание аппликаций, конструирование, создание украшений (бус, сережек, браслетов), создание поделок из соленого теста и последующее их раскрашивание.

Желаем вам успехов!

 Материал подготовлен логопедом Мамека Т.В.