Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье

В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом.

Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье очень важно и актуально. Если упустить этот момент, то в перспективе мы можем иметь не только грамотную или безграмотную личность, но плохо адаптирующуюся личность в социуме – это точно, в обоих случаях. На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими. Процесс формирования осознанной дисциплинированности ребёнка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети общаются ежедневно. Значит, от родителей в первую очередь.

Какие факторы влияют на формирование осознанной дисциплины у ребёнка в семье?

От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Также воспитание дисциплины связано с приобщением ребенка к выполнению каких- либо обязанностей.

Вот здесь и возникают проблемы. В чём же причины негативного поведения наших ребят?

Среди основных встречающихся причин недисциплинированного поведения у детей. педагогика называет следующие:

- когда ребёнок не по возрасту подражает взрослым;

- когда он желает выделиться, так как его не замечают;

- мстит за нелюбовь и неуважение;

- когда объявляет протест против существующих правил;

- когда в семье отсутствуют единые требования к ребёнку со стороны взрослых, а также — вседозволенность и попустительство;

- когда ребёнок манипулирует взрослыми.

Воспитывать сознательную дисциплину нужно с рождения, наверное, преимущественно все недостатки приобретаются, вырастают, глохнут или распускаются пышным цветом в прямой зависимости от условий, в которых формируется человек.

Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Каковы пути формирования у наших детей сознательной дисциплины в семье?

- Личный положительный пример взрослых;

- Комфортная семейная среда;

- Принятие, уважение и любовь ребёнка таким, какой он есть;

- Единство интересов;

- Участие в жизни ребёнка;

- Единство требований к ребёнку;

- Чёткий режим дня, труда и отдыха;

- Ответственность за свои поступки;

- Обязанности в семье;

- Адекватный контроль.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. При воспитании сознательной дисциплины у детей, вы, уважаемые родители, должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу.

При этом:

- обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;

- старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;

- обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;

- не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;

- не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу, не забудьте поблагодарить его.

При воспитании детей в семье часто родители используют метод поощрения и наказания.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Важно “вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

- Вы можете ошибаться.

- Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

- Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Как, спросите вы? Начните с себя, уважаемые родители!

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удо­вольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, не­смотря на недостаток времени. Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны созда­вать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется уже в том, что даже в дет­ские праздники родители не могут обойтись без них.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважитель­но относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье. Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник. Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой, которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно считать подлинно дисциплинированным.

Пусть ни горе, ни беда над семьёй не будут властны,

Рядом пусть идут всегда доброта, здоровье, счастье!

Терпения в воспитании вам предстоит ещё набраться,

Чтоб выросли ваши дети людьми достойными –

Придётся постараться!

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и воспитанных детей!

 Социальный педагог Пустоводова О.М.

При составлении статьи использован интернет источник