Наказание и поощрение

4Уважаемые родители!

Всегда   хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Правила поощрения

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».

Поощрения должны исполняться. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.

Но надо заметить, что передозировка похвалы тоже вредна, поэтому, выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.) за исключением случаев наличия у ребёнка физического недостатка или «комплекса неполноценности»; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться. Но обязательно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Правила наказания

Наказывая, подумайте: Зачем? Для чего?

Наказание никогда не должно вредить здоровью.

Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая(ый) и мягкая(ий).

За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Нельзя наказывать лишением любви!

Как защитить ребенка от жестокого обращения:

- Прислушивайтесь к своему ребенку.

- Пусть ребенок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем угодно.

- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и членами их семей.

- Познакомьтесь со всеми взрослыми, которые общаются с вашим ребенком: воспитателями в детском саду, учителями, нянями.

- Научите ребенка правильно называть интимные части тела, объясните разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.

- Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь или устали.

- Изучите методы борьбы со стрессом.

- Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи детям.

- Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону доверия, если вы подвергаетесь насилию.

- Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения (например, ребенок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным).

- Узнайте имена ваших соседей и их детей.

  (использованы материалы интернета)

Психолог отделения сопровождения замещающих семей Семененко Н.А.