Особенности медлительных детей

ulitka-risunok2В последнее время много пишут и говорят о гиперактивных детях, и это действительно сейчас очень распространенное явление. Однако существует и противоположная проблема – ребенок все делает очень медленно, его постоянно приходится подгонять, и это озадачивает родителей не меньше, чем излишняя подвижность и активность ребенка. Сегодня наш разговор именно об этой проблеме.

Медлительность – это не патология, не нарушение в развитии, а индивидуальная особенность ребенка. Она заключается в более низкой скорости любых действий. Такой ребенок дольше думает, как и что сделать. Это связано с подвижностью нервных процессов.   Многие исследователи считают, что темп деятельности – это врожденная характеристика, изменить которую практически невозможно.

Бывают случаи, когда ребенок раньше был подвижным, все делал быстро, но вдруг стал медлительным. Причинами здесь могут быть ослабленность организма, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, травма и др.).

Вторая особенность медлительных детей – более длительное время от сигнала к действию до начала этого действия. Эта особенность определяет невозможность быстрого ответа, немедленной реакции на слова-инструкции взрослого. Это часто раздражает взрослых, они порой считают, что ребенок просто игнорирует их просьбы или указания.

Как распознать медлительного ребенка? Можно использовать простую методику проверки скорости движений ребенка.

Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные дети 6 лет выполняют это задание за 10-12 секунд, дети 7 лет – за 6-8 секунд. У медлительных детей это время в полтора-два раза больше.

При использовании этой методики важно соблюдать следующие условия:

1.Ребенок должен хорошо понять инструкцию.

2.Ребенок должен быть в хорошем состоянии (не болеть, не быть уставшим).

3.Задание нужно повторить 3 раза и взять среднее время выполнения задания.

Медлительные дети часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии. Ощущение собственной вины – их наиболее характерная черта. Их постоянно торопят взрослые, нередко пугают будущими неудачами. Однако это помогает мало, ведь ребенок не может произвольно изменить темп своей деятельности, а вот негативное влияние на самооценку ребенка оказывает однозначно. В результате уже до начала школьного обучения у ребенка может сформироваться установка на собственную неуспешность.

Чтобы избежать подобного сценария развития ситуации, родители должны понять, что при адекватном отношении и адекватных требованиях к ребенку он может быть очень хорошо развит и хорошо подготовлен к школе.

Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Нужно постепенно, без спешки и недовольства учить ребенка выполнению необходимых действий. Успеху занятий будет способствовать выполнение родителями следующих рекомендаций:

- Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Нужно научиться спокойно повторять и объяснять одно и то же без упреков и раздражения. Окрик и недовольство еще больше замедляют реакции ребенка.

- Приучите себя к мысли: от того, что ребенок медлительный, он не плохой и не хороший. Это просто его особенность.

- По возможности разгрузите ребенка, не увлекайтесь дополнительными нагрузками. Организуйте жизнь ребенка в соответствии с режимом дня.

- Помните всегда: медлительному ребенку нужно время «на раскачку». Поэтому вместо того, чтобы потом злиться и подгонять его, просто давайте ему времени на любое дело больше, чем другому малышу. Лучше пораньше на 15-20 минут поднять его с постели, чем переживать, что вы опоздаете в садик и на работу.

- Можно делать что-то вместе, соревнуясь (но при этом важно не перегнуть палку и подстроиться под его темп).

- Можно подшутить над «копушей», но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеется ребенок.

Помните главное – спокойствие и доброжелательность родителей помогут ребенку принять собственную медлительность как данность, а по возможности и при совместных усилиях и преодолеть ее.

Психолог Масленникова Н.И.

(по материалам интернета и журнала «Справочник педагога-психолога»)