Дети, по каким-то причинам лишившиеся родной семьи, имеют тяжелые психологические травмы. Они лишились пусть не «успешных», но любимых родителей, потеряли дом, друзей, возможно, подвергались насилию, голодали. Привыкнув жить в одном месте, в какой-то момент они теряют и его, снова меняется окружение, правила, друзья. Это как переписывать заново и заново жизнь с чистого листа. Для детей подобные перемены особенно тяжелы.
Ошибка многих приемных родителей в том, что они пытаются сделать ребенка «успешным», опираясь на внешние показатели – школьные оценки, не думая о том, какой ад творится в душе ребенка, какую боль, страхи и неуверенность он принес в своем багаже. Они сразу бросаются нанимать репетиторов, записывать в секции, отдают изучать три иностранных языка. На их языке это называется «наверстать» и «дать лучшее». Особенно этим страдают родители, которые сами хорошо учились, и/или их кровные дети достигли значимых результатов в учебе.
Современная школа – серьезный стресс для любого ребенка. А для приемного – во много раз больше. У таких детей есть и страх неуспеха, и неумение быть в контакте со взрослыми, и накопленный груз недоверия и разочарований. На адаптацию в школе накладывается адаптация дома.
Для того, чтобы облегчить ребенку процесс учебы и помочь ему адаптироваться к школьным нагрузкам, следуйте простым советам:
- Выбирайте не рейтинговую школу, а учителя. Ориентируйтесь на педагога, который не боится сложных детей, не рвется к наградам и лучшим оценкам по школе. Найдите терпеливого и теплого человека, с которым ребенку будет легко построить доверительные отношения.
- Не завышайте ожидания. Допустите, что может случиться, что ребенок окончит школу со справкой или не захочет дальше учиться. Возможно, он будет автослесарем, но клиенты к нему будут записываться за месяц, и он станет зарабатывать больше, чем профессор вуза. Такое допущение убережет вас от разочарований и позволит радоваться (а не воспринимать, как должное) каждой хорошей оценке.
- Ориентируйтесь на успех в построении личных отношений. Не пытайтесь занять роль успешного педагога и мамы одновременно, даже если это получалось с кровными детьми. Это две противоположных роли. Учитель оценивает, а мама любит безусловно. Учитель может поругать за невыученный урок, а мама жалеет, вытирает слезы и говорит «ну ничего, милый, я в тебя верю, у тебя все получится».
- Найдите человека, который поможет делать уроки. Это не обязательно должен быть дорогой репетитор, подойдет и соседка-старшеклассница. Берегите себя от негативных эмоций, которые испытывают многие родители, когда делают уроки со своими детьми. Важно, чтобы ребенок видел родителей спокойными, радостными и доброжелательными, а не озлобленными монстрами «я тебе уже шесть раз объяснила». Семена доверия и привязанности не прорастут на заболоченной почве.
- Если вашему ребенку сложно адаптироваться в обычной школе, рассмотрите возможность перевести его в школу с маленькими классами или, возможно, временно ему подойдет надомное обучение.
- Не ругайте ребенка за плохие оценки, но бурно радуйтесь каждому его успеху, даже если это первая тройка за неделю в череде двоек и единиц. Помогите ему почувствовать себя успешным, знать, что его принимают и любят. И ему наверняка захочется порадовать вас вновь.
Помните, что должно пройти очень много времени, прежде чем ребенок оправится от полученных травм. Не превращайте это время в гонку за хорошими оценками. Дайте возможность ему ощутить себя нужным и любимым, и тогда процесс исцеления пойдет быстрее. И только после этого у него проснется интерес к учебе, к миру, к людям, к жизни.
(Использованы материалы интернета)
Психолог отделения сопровождения замещающих семей Семененко Н.А.