Музыка сопровождает пребывание ребёнка в учреждении ежедневно. От пропевания первых потешек в младшем возрасте до исполнения вокальных номеров в старшем. Это длительный этап формирования музыкальных способностей детей.
Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии – эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление несовершеннолетних.
Специфика музыкально-слуховых данных детей с особенностями развития ярко проявляется при обучении пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст); отсутствие музыкальной выразительности; речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции; слабое развитие голосового аппарата заметно ограничивает выбор певческого репертуара.
Но дети любят петь! Дети поют охотно и с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки. Встреча с песней окрашивается для детей светлой радостью, вызывает положительные эмоции, умения выразить свои чувства и переживания. К тому же пение является наиболее доступным исполнительским видом музыкальной деятельности и в результате специальных упражнений музыкально-слуховые данные успешно развиваются. Работая над формированием вокальных навыков, большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию дыхания, артикуляции, слуха, звукообразования.
И педагогу, чтобы увлечь детей пением, важно подобрать песни, которые им нравятся, которые понятны и интересны по содержанию, привлекательны по мелодии и ритму, а также доступны для исполнения и соответствуют певческим возрастным особенностям детей.
В разделе — слушание музыки дети, имеющие отклонения от нормы более упрощённо реагируют на музыкальные произведения, они более успешно отмечают контрастные проявления динамики и темпа (громко-тихо, весело-грустно, быстро-медленно), а более «тонкие» переживания остаются не замеченными, дети начинают отвлекаться и утомляться. Поэтому репертуар для слушания музыки должен быть тщательно продуман и подобран.
Основная цель музыкально-ритмических упражнений — научить детей с ЗПР согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы, уметь ориентироваться в пространстве зала.
Движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие. Не следует предъявлять сразу слишком большие требования к чёткости и выразительности исполнения. Эти навыки несовершеннолетние приобретают постепенно, по мере овладения различными видами движений. Обучению танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца.
Разучивая танцы и пляски, дети знакомятся с их названиями: полька, хоровод, вальс, народная плясовая и с названиями основных движений этих плясок: притопы, галопы, подскоки, присядка, «ковырялочка»…
С детьми, имеющими отставание в развитии, рекомендуется разучивать не более 3-4 танцев в течение года. На начальном этапе обучения целесообразно подбирать танцы и пляски с повторяющимися движениями, заранее хорошо отработанными детьми. Это позволяет уделять немного времени на их разучивание. Кроме того близкий положительный результат вызывает эмоциональное удовлетворение и познавательный интерес.
Игра на детских музыкальных инструментах вводится с целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения и вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук. Поэтому программой предусмотрены не сложные приёмы игры на инструментах и лёгкие упражнения, не требующие большого количества времени для разучивания. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у особых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет знания, развивает слуховое восприятие.
Занятия, проводимые с детьми, создают базу для более успешной работы по формированию умений и навыков в области музыкальной деятельности, а также вырабатывают стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни – петь, танцевать и музицировать.