Психологическая поддержка ребенка с заиканием

serv6Сначала насколько слов о причинах возникновения такого речевого дефекта, как заикание. Они могут быть самыми различными, но остановимся на причинах психологического толка:

-любой сильный раздражитель, причем не обязательно отрицательный. Это может быть резкая смена обстановки (переезд, смена детского сада), появление в семье младшего ребенка, сильное впечатление от увиденного;

-неровное отношение к ребенку родителей, когда заласкивание без видимых причин сменяется запретами, окриками, наказаниями, когда родители предъявляют противоречивые требования;

-жизнь в хроническом стрессе: если родителя часто ссорятся,  дома царит напряженная обстановка;

-чрезмерно строгое воспитание, предъявление завышенных требований;

-попытки переучить левшу;

-дефицит тепла и ласки в раннем возрасте.

Таким образом, можно сказать, что заикание – это почти всегда не просто дефект речи, а последствие общего невроза. Поэтому  ребенок с заиканием нуждается в помощи по трем направлениям:

-лечебно-оздоровительные мероприятия;

-коррекционно-логопедическая работа;

-психологическая помощь, которую, в отличие от первых двух направлений работы,  могут и должны оказывать не только специалисты,  но и родители.

Что можно сделать, как помогать и поддерживать ребенка с заиканием в условиях семьи?

Во-первых, необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Отношения между членами семьи должны быть гармоничными, общение максимально спокойным и  доброжелательным. Это не означает, что нужно считать ребенка больным и чрезмерно его опекать, создавать ему тепличные условия. Речь лишь идет об избегании конфликтов и резкостей в общении.

Во-вторых, не  стоит демонстрировать повышенное внимание к проблеме. Не стоит делать замечания, даже в виде рекомендаций: «Говори медленно», «Сначала вдохни», «Расслабься» и т.п. Не нужно договаривать за ребенка слова. Такое поведение родителей лишь фиксирует ребенка на проблеме речи.

Заикающиеся дети часто используют так называемые речевые или двигательные уловки: слова или движения, помогающие им замаскировать запинку в речи. Это могут быть слова «это самое», «ну вот», «значит» и т.п. Также это может быть замена труднопроизносимого слова  на более легкое. К двигательным уловкам относятся зажмуривание глаз, кивание головой, сжимание кулаков, переступание с ноги на ноги. Часто родители запрещают это, ругают ребенка, что является ошибкой. Такие запреты и негативная реакция родителей на уловки усиливают эмоциональное напряжение, страх перед необходимостью говорить, что, в свою очередь, усиливает заикание.

Что же делать?

В силах родителей изменить манеру речи. Основная задача – научить ребенка говорить медленнее. Помня, что дети подражают речи окружающих взрослых, постараться самим говорить меньше, не торопиться, пользоваться простыми словами, коротким  и понятными фразами. Не стоит задавать ребенку много вопросов. Прежде чем что-то сказать, желательно выдержать небольшую паузу. Ребенок поневоле начнет подражать такому речевому окружению, что поможет преодолеть заикание.

Родители должны знать, какие занятия и игры желательны для заикающегося ребенка. Здесь нужно помнить следующие моменты:

- рекомендуются занятия, которые не требуют развернутой речи (настольные игры, строительный материал, пластилин, глина, рисование). Говоря о рисовании, можно порекомендовать рисовать гуашью на больших листах бумаги, используя большие кисти или просто пальцы. Такое творчество помогает снимать эмоциональное напряжение, тревожность, которые обычно являются спутниками заикания. При этом не стоит делать замечания или учить, как рисовать «правильно».

- полезны музыка и пение. Можно петь для ребенка или вместе с ребенком.

- игры с песком и водой помогают в преодолении невротических состояний, укрепляют нервную систему.

- необходимо иметь в игровом арсенале игры и упражнения на развитие дыхания – пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков, задувание свечей, сдувание ваты с ладошки обычно нравятся детям и помогают формированию речевого выдоха.

Психолог Масленникова Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: