Помощь ребенку в преодолении тревожности

Психологический словарь дает следующее объяснение понятия «тревожность»: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склон­ности человека к частым и интенсивным переживани­ям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».

Замечая у своего ребенка эту особенность, родители должны в первую очередь разобраться в причинах ее появления.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием не­правильного воспитания ребенка. Например, родители предъявляют к ребенку завышенные требования, совер­шенно невыполнимые для него. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своем ребенке.

Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотре­вожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребенка от любых реальных и мнимых уг­роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира.

 

Признаки повышенной тревожности у ребенка:

ü  любое задание вызывает излишнее беспокойство

ü  часто говорит о возможных неприятностях

ü  как правило, краснеет в незнакомой обстановке

ü  жалуется, что снятся страшные сны

ü  плохо переносит ожидание

ü  не любит браться за новое дело

ü  часто не может сдержать слезы

 

            Как помочь тревожному ребенку?

Иногда родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, занимают неправильную позицию. Они начинают уговаривать ребенка не бояться либо высмеивают его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Снижению уровня тревожности и гармоничному развитию лич­ности ребенка способствует  благоприятный психологический климат в семье.

Родителям следует как можно больше об­щаться со своими детьми, устраивать совмест­ные праздники, выходы в общественные места, на природу.

Поскольку у тревожных детей часто появ­ляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных живот­ных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.

            

           Основные направления коррекции тревожности:

Во-первых, необходимо всячески способствовать повышению самооцен­ки ребенка. Взрослые, находящиеся рядом, должны как можно чаще называть ребенка по имени и давать положительную оценку его действиям и поступкам. Желательно делать это в присутствии других детей. Ни в коем случае нельзя тревожного ребенка сравнивать с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу!

Во-вторых, тревожному ребенку нужно помогать снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Это можно делать, используя элементы массажа, растирания тела. Очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (например, пальцами, ладошками и т.д.).

Главное – если родители хотят, чтобы ребенок стал более уверенным в себе, более смелым и активным, они должны быть внимательны к тому, какие средства и методы воспитания применяют. В отношении тревожного ребенка нельзя:

ü  предъявлять заведомо завышенные, невыполнимые требования;

ü  предъявлять противоречивые требования;

ü  высмеивать его страхи;

ü  ставить ему в пример его сверстников;

ü  окружать его повышенной заботой, гиперопекой.

 

 

 

Психолог

отделения социальной диагностики

и социальной реабилитации несовершеннолетних

Масленникова Н.И.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: