Психологический словарь дает следующее объяснение понятия «тревожность»: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».
Замечая у своего ребенка эту особенность, родители должны в первую очередь разобраться в причинах ее появления.
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Например, родители предъявляют к ребенку завышенные требования, совершенно невыполнимые для него. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке.
Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
ü любое задание вызывает излишнее беспокойство
ü часто говорит о возможных неприятностях
ü как правило, краснеет в незнакомой обстановке
ü жалуется, что снятся страшные сны
ü плохо переносит ожидание
ü не любит браться за новое дело
ü часто не может сдержать слезы
Как помочь тревожному ребенку?
Иногда родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, занимают неправильную позицию. Они начинают уговаривать ребенка не бояться либо высмеивают его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.
Снижению уровня тревожности и гармоничному развитию личности ребенка способствует благоприятный психологический климат в семье.
Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, выходы в общественные места, на природу.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.
Основные направления коррекции тревожности:
Во-первых, необходимо всячески способствовать повышению самооценки ребенка. Взрослые, находящиеся рядом, должны как можно чаще называть ребенка по имени и давать положительную оценку его действиям и поступкам. Желательно делать это в присутствии других детей. Ни в коем случае нельзя тревожного ребенка сравнивать с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу!
Во-вторых, тревожному ребенку нужно помогать снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Это можно делать, используя элементы массажа, растирания тела. Очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (например, пальцами, ладошками и т.д.).
Главное – если родители хотят, чтобы ребенок стал более уверенным в себе, более смелым и активным, они должны быть внимательны к тому, какие средства и методы воспитания применяют. В отношении тревожного ребенка нельзя:
ü предъявлять заведомо завышенные, невыполнимые требования;
ü предъявлять противоречивые требования;
ü высмеивать его страхи;
ü ставить ему в пример его сверстников;
ü окружать его повышенной заботой, гиперопекой.
Психолог
отделения социальной диагностики
и социальной реабилитации несовершеннолетних
Масленникова Н.И.