Рассматривание ствола и кроны деревьев, наблюдение за полётом бабочки и трудолюбивыми муравьями, ощущение душистого запаха цветов, слушание пения птиц, ходьба босиком по шелковистой траве – вся эта палитра ощущений и впечатлений является для ребёнка источником положительных эмоций и помогает ему познавать окружающий мир и оценивать свои возможности в нём.
Знакомясь с природой, учась с ней взаимодействовать, ребёнок обнаруживает, что обладает определённой властью на другими существами – он может сорвать цветок, сломать ветку, раздавить жучка. И тут важно объяснить ребёнку, что он не властелин и не центр мира, а лишь маленькая частичка Вселенной, с которой он неразрывно связан.
В старшей группе отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями наблюдение за природой и её обитателями – привычное занятие. Ребята выходят в лес, в парк, на участок и везде наблюдают живую природу. Они рассматривают листья на деревьях, отличая ихособенности в зависимости от вида дерева.
Наблюдают как неугомонные муравьи снуют по тропинкам и несут палочки, песчинки, травинки для строительства муравейника.
Находят полянки, заросшие мхом и, с удовольствием, трогают его, ощущая прохладную мягкость.
Разглядывают цветы и травы, запоминая их названия и полезные свойства.
Смотрят на небо сквозь ажурную крону деревьев и любуются причудливой формой облаков.
Обнимаются с берёзкой, чувствуя тепло и шероховатость её ствола. Наблюдают за повадками птиц и животных – ворон, воробьёв, голубей, синичек, белочек.
Экологическое направление работы с подрастающим поколением имеет очень важное значение как с воспитательной, так и с пропагандистской точек зрения, помогает детям войти в мир окружающей природы, узнать её, понять, полюбить и сформировать бережное отношение к ней.