Проблема детской жестокости – это уже не редкость. Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.
Очень часто родители задаются вопросом – почему дети злые и жестокие, в чем причина такого поведения. Многие думают, что детская жестокость, как особенность возраста, и от нее никуда не деться, но это не так.
Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, ребенок должен уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.
Почему ребенок, который всегда был добрым, ласковым внезапно начинает проявлять жестокость и агрессию. В чем же кроются причины такого поведения ребенка?
Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что его действия приносят боль товарищу. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания.
Если ребенок видит или испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения.
Также причиной может послужить жестокость по отношению к ребенку. Частые наказания за малейшую провинность, побои и прочие проявления жестокости взрослых по отношению к ребенку могут спровоцировать у него формирование аналогичного поведения к сверстникам.
Иногда приходится слышать: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка. Жестокость, избиение, издевательства – это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности.
Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Насилие нельзя устранить насилием.
Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания является основополагающим элементом. Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.
Проблемы надо обсуждать и решать, а не пытаться делать вид, что их нет, однажды агрессия может выйти из-под контроля. Всегда есть возможность обратиться к специалистам, психологам.
Как вести себя родителям, если у ребенка проявляются признаки жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему, что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.
Важно воспитывать в ребенке такие качества как сострадание, жалость, доброту. Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные», «нельзя дразнить одноклассника очкариком, у любого может испортиться зрение» и т.д. С детства проводите грань между добром и злом. В этом отлично помогают сказки и истории из жизни.
Ребенка, проявившего жестокость, ругать, смысла нет, важно разобраться в причинах. Родителям важно вовремя сказать, твердым и уверенным голосом, что так поступать нельзя, что ребенок поступил очень плохо. Не отчитывайте ребенка, если узнали, что он проявил агрессию, иначе он может замкнуться в себе, и в следующий раз вы просто не узнаете, что он совершил неблаговидный поступок.
Учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе – порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.
Доброта формируется у детей в повседневных делах. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки и гнезда для птиц, воспитывая щенка, ребенок начинает осознавать потребность защищать слабые существа, заботиться о них.
Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.
Психолог отделения помощи семье и детям С.Шишкова.