Дети и домашнее насилие

насилие-2Домашнее насилие называется также семейным, бытовым. Физическому воздействию со стороны родителей регулярно подвергаются 25% детей, 50% испытывали на себе побои, телесные наказания. Акты насилия совершаются в семьях различного социального уровня, культурной, религиозной принадлежности. Среди людей с низким материальным достатком, минимальным образованием более распространены физические формы надругательств. При высоком экономическом уровне семьи, принадлежности родителей к интеллектуальной среде чаще практикуется психологическое насилие, понимаемое как метод воспитания, привития уважения к старшим. Соотношение мальчиков и девочек, испытывающих бытовое насилие, примерно одинаково.
Все мы знаем, что дом, семья – это то место, где человек чувствует себя наиболее безопасно, комфортно, спокойно. Тем более страшно, когда ребенок подвергается насилию, жестокому обращению именно дома. И делают это самые близкие ему люди, которые должны быть ему защитниками, опорой, поддержкой…

В тех случаях, когда родители или другие законные представители злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Жестокое обращение родителей с детьми формирует личностей малообразованных, часто социально дезадаптированных. Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости.

Семейное насилие негативно отражается на физическом, речевом и умственном развитии детей. Дети, подвергающиеся побоям, наказаниям дома, часто испытывают чувство страха, неопределенности. Оно проявляется дистанцированием от окружающих, замкнутостью, пассивностью,  тревожностью, депрессией, бессонницей. Развиваются навязчивые действия – обкусывание ногтей, вырывание волос. Невозможность спрогнозировать будущее, предугадать очередную вспышку насилия делает ребенка напряженным, упрямым, несговорчивым, импульсивным, агрессивным.

Дети воспринимают конфликт, повышение голоса, оскорбления, применение физической силы как единственный способ разрешения проблем.

Порой родители, предпринимая те или иные действия с целью «воспитания» ребенка, не считают это насилием.

Что же относится к физическому насилию?

  • избиение;
  • пощечины, подзатыльники, шлепки;
  • порка;
  • нанесение травм, ожогов;
  • вырывание волос;
  • фиксация в неудобной позе;
  • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
  • преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
  • грубое нарушение режима дня;
  • сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

Необходимо знать, что существует еще и так называемое психологическое насилие, к которому относится:

-     отвержение: действия или слова, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство, высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

-     терроризирование: запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

-     игнорирование: отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, нежелание взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы;

-     изоляция: действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

-     развращение: действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ

  Прежде чем применить физическое наказание к ребенку – остановитесь и подумайте!

Помните, что физические наказания:

ü преподают ребенку урок насилия;

ü нарушают уверенность ребенка в том, что он любим;

ü вызывают гнев и желание отомстить;

ü разрушают способность к состраданию к другим.

 

   Какой урок выносит ребенок из насилия со стороны своих родителей?

1.Я не заслуживаю уважения.

2.Хорошему можно научиться только посредством наказания.

3.Насилие – это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

4.От взрослых нет защиты.

Домашнее насилие неизбежно оказывает влияние на поведение ребенка. Он может часто насмешничать над слабыми и беззащитными, быть инициатором драк со сверстниками, обижать и унижать девочек. В школе такие дети часто плохо относятся к учителям. Они предпочитают игры и телепередачи агрессивной направленности.  Таким образом, у родителей появляется новый повод для применения наказаний. Образуется замкнутый круг с чередованием проблем в поведении и наказаний.

Единственным способом эффективной защиты от домашнего насилия над детьми является ликвидация нашей собственной психологической безграмотности.

Когда мы понимаем свои собственные внутренние состояния и их влияние на наших детей. Когда мы отдаем себе отчет в том, какие последствия будут иметь шлепок, подзатыльник, унизительное слово, крик, психологическое давление, неспособность услышать и понять своего ребенка. Когда мы перестаем быть равнодушными и берем на себя настоящую ответственность за себя, за наших детей, за их будущее – это все меняет.

Педагог-психолог

Масленникова Н.И.

(по материалам интернета)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: