Как разговорить молчуна

IMG_3916аПриёмы активизации речевой деятельности у не говорящих детей.  

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация.   Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.   Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Поэтому логопедическую работу с детьми начинаю  поэтапно:

1        Стимуляция речевой и психической активности.

2 Развитие эмоционального общения со взрослыми.

3 .Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.

4.   Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. 6.  Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.  Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

IMG_3909аДля реализации задач логопедической работы с безречевыми детьми  использую:

-  Игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции;

-  Игры и упражнения, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющие корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

-   Самостоятельную  игровую деятельность;

-   Игры, формирующие структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

  Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми.

Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам.  Поэтому в своей коррекционной работе использую  логоритмические упражнения, речь с движением , распевки, потешки и стихи. Активизировать внимание неговорящих детей помогают перчаточные куклы. Они вызывают положительные эмоции или постепенно ослабляют нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребёнка.

Часть занятия с неговорящими детьми уделяю сенсомоторному воспитанию.  Использую. сенсорными   игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.  Для развития тактильной чувствительности использую игрушки: «Разные животные» — логопед касается различных частей тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему прикоснулся.

Для развития кинестетическое восприятия использую-«Сухой бассейн». Логопед- демонстрирует ребёнку игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её. Для развития зрительного восприятие «Цвета» Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету.

На занятиях развиваю слуховое восприятие используя- «Шумящие коробочки».  Логопед предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.  В игре-«Покричи в банку» логопед продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра. Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы стимуляции появления первых слов.

Для закрепления речевых навыков на консультациях для родителей предлагаю дома играть в игры:

Игра -«Выжимаем губки» Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».

Игра- «Сделаем бусы для мамы и бабушки» Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

Игра- «Волшебный шкафчик» Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать.

После формирования понимания обращённой речи, навыков звукоподражания  побуждаю детей к повторению слов. При формировании лексикона у неговорящих детей   учитываю  следующие принципы:   Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе. Поэтому  использую многократное повторение нового слова. Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова.

Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счёт усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы.    Для развития лексической стороны речи традиционно использую: показ и называние картинок, игры «Чудесный мешочек» или «Рыболов» вызовут у ребёнка интерес и мотивацию к произнесению слова. Для игры понадобятся вырезанные из картона рыбки, на обратной их стороне закреплены скрепками картинки и конечно же «игрушечная» удочка. Ребёнку предлагается поймать рыбку и назвать, что ему попалось.

Для развития речи необходимо формирование предпосылок развития слоговой структуры слов. Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок.

Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор. 1.  Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой 2. Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.)

3.Произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку. 4.   Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.

Хорошие результаты активизации речевой деятельности у неговорящих детей видны при совместной работе логопеда и родителей, которые используют для закрепления полученных речевых навыков разнообразную наглядность: картинки, фотографии, муляжи, развивающие игры.

Из опыта работы логопеда Комаровой С.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: