Такое значимое звено: союз социального работника и пожилого человека

soc1-goВ целях повышения профессионального образования, читая журнал, я натолкнулась на высказывание китайского философа Конфуция «Забота, то есть внимание к другим – это основа хорошей жизни, основа хорошего общества» и невольно задумалась.

Политика нашего государства направлена  на благополучие наших граждан, будь то мал или стар и я абсолютно уверена в том, что ни у кого на этот счёт не возникло сомнений и чувства противоречия.

Поскольку работаю я в областном государственном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска», возглавляя специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому, то меня волнует вопрос: «Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы?»

Прак­тический опыт и специально проведенные исследования определили несколько определенных стереотипов поведения пожилых людей:

- неприятие социальной помощи в повседневной жизни, нежелание быть зависи­мыми от чужих, посторонних людей;

- стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанно­стей;

- перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, на родных и близких, с которыми непосредственно общаются;

- восприятие социального работника как объекта, кото­рый несет ответственность за их физическое здоровье, мораль­ное и материальное состояние.

Так какими же качествами должен обладать социальный работник  при рабо­те с пожилыми?

     Исследования показывают, что наиболее значимыми явля­ются следующие качества социального работника, ко­торые условно можно разделить на три группы:

- личностные особенности: доброта, заботливость, чест­ность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешен­ность;

- навыки общения: внимание к другим, умение выслу­шать, обходительность, вежливое отношение к людям;

- отношение к работе: добросовестность, исполнитель­ность, ответственность, требовательность к себе.

    Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:

- личностные особенности: нервозность,  душев­ная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;

- навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезг­ливость, злость, невежливость, дерзость;

- отношение к работе: безразличие к подопечным, посто­янная спешка, безответственность, недобросовестность, несобранность.

В целом граждане пожилого возраста  хотели бы видеть в социальных работни­ках людей великодушных, понимающих, способных со­страдать.

Вне всякого сомнения, качество социальной работы не зависит от того или иного подхода, в любом случае добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей является единственным мерилом профессионализма социального работника.

Разумеется, моральная поддержка явля­ется наиболее ценной, поэтому социальный работник, не огра­ничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для пожилого человека идеальным утешителем.

Не секрет, что общаться с пожилыми людьми непросто, особенно при общении с тяжелобольными гражданами, утратившими способность к самообслуживанию. При уходе за такими больными,  социальные работники всем своим поведением и действиями поддерживают и пробуждают в них желание как можно дольше сохранять максимальную под­вижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию.

Иногда пожилые люди становятся раздражительными и словно бы намеренно провоцируют конфликты, но важными качествами социального работника является умение не раздражаться в любых обстоятельствах, всегда оставаться корректным и спокойным, заинтересованно относиться к подопечному. Не принято социальному работнику реагировать на оскорбления, грубости, даже если пожилой человек раздражителен и позволяет себе выплеснуть свои негативные эмоции на него. Для достижения взаимного доверия и понимания ему помогают выдержка и самообладание, умение применять знания  «Кодекса этики и поведения работников ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска»,

       При заключении договора на социальное обслуживание, граждане знакомятся с «Памяткой получателя социальных услуг», в которой прописаны правила поведения граждан при предоставлении социальных услуг.

Поэтому, чтобы союз пожилого человека и социального работника был гармоничным, обе стороны должны быть взаимно вежливыми, взаимно терпеливыми.

Но, не смотря на то, что  основная часть состоящих на социальном обслуживании граждан выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, что подтверждается их письменными и устными положительными отзывами,  бывают изредка ситуации, когда возникают и конфликты. В таких случаях  я стараюсь их урегулировать.

Сегодня численность обслуживаемых пожилых граждан и инвалидов мы можем увеличить, поэтому обращаясь к тем, кто нуждается в предоставлении социальных услуг, предлагаю обратиться в ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска» по телефону: 5-45-25 или по адресу: микрорайон Юбилейный, дом -17.

 Заведующая специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому

Ирина Ивановна Мягкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: