Гиперактивный ребенок: советы родителям.

гиперактивностьЧто делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как вести себя с таким малышом? Что важно знать при воспитании гиперактивного ребенка? Несколько рекомендаций, разработанных иркутским психологом Воронцовой Ольгой Геннадьевной, помогут родителям в воспитании ребенка с диагнозом «синдром гиперактивности».

1.Необходимо следить  за общим психологическим климатом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

2. В оформлении комнаты ребенка желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе для занятий не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.

3. У детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

4. Для гиперактивных детей особенно важно полноценное сбалансированное питание. Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа, морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки.

Желательно избегать таких продуктов питания, как шоколад, конфеты, лимонады, изделия из муки высшего сорта, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И очень осторожно вводить в пищу продукты, содержащие аллергены: яйца, жирные молочные изделия, продукты, в которых есть консерванты, красные и желтые фрукты и овощи.

5. Режим дня играет особую роль. Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться на соблюдении определенных норм и правил. Следование распорядку дня будет постепенно обучать малыша структурировать свой образ жизни, а также позволит вашему ребенку не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.

У ребенка должно быть постоянное время для подъема утром и отхода ко сну вечером, и это время не должно меняться без серьезных причин. Желательно выработать какой-либо постоянный ритуал для этих режимных моментов. Крайне важна обязательная ежедневная прогулка на свежем воздухе. Она способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу.

Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон.

6.Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

7.Влияние некоторых цветов на ребенка с СДВГ. Имеются цвета, которые вызывают развитие процессов возбуждения в нервной системе (черный, сиреневый, фиолетовый, красный), поэтому их наличие в комнате и одежде ребенка и окружающих могут вызывать излишнюю двигательную активность, а затем усиление и частоту аффективных вспышек. Также негативную реакцию могут вызвать полоски на ткани, вызывающие рябь в глазах. Лучше использовать успокаивающие зеленые и теплые бежевые (особенно для комнаты), усиливающие мыслительную активность синие тона (там, где ребенок занимается).

8. В жизни ребенка с СДВГ порядок является чрезвычайно важным элементом. Чем лучше организовано физическое пространство, чем больше оно упорядочено, гармонично и спокойно, тем меньше в нем раздражителей.

Самостоятельное наведение порядка проблематично для ребенка с СДВГ, и нужно помочь ему в этом.  Оборудуйте в комнате полки и поставьте на них большие коробки для игрушек.  В каждую коробку складывайте только один вид игрушек.  Желательно, чтобы коробки были одного цвета (лучше светлого и неяркого).  На каждую коробку можно наклеить картинку с изображением ее содержимого (например, на коробку с машинками наклейте рисунок машинки, на коробку с ЛЕГО – рисунок кубика ЛЕГО и т.п.)  Точно так же подготовьте коробки для ручного труда, для карточек и т.д.  Если есть место в шкафу, освободите нижние полки и превратите их в полки для игрушек и книг. Придерживайтесь одного и того же расположения коробок. Отсортируйте игрушки и позаботьтесь о том, чтобы в комнате было умеренное их количество. Избыток игрушек не рекомендуется.

Установите время наведения порядка. В любом случае, не позволяйте ребенку спать в неубранной комнате. Убирайте комнату в одно и то же время вместе с ребенком. В процессе уборки давайте ребенку четкие указания и вместе с ним выполняйте их. Наглядно покажите ребенку, как надо наводить порядок. Не возлагайте на ребенка самостоятельное выполнение заданий. Наводите порядок вместе, постоянно объясняя, пока он не скажет: «Хочу сам». Но и тогда всего лишь дайте ребенку небольшие поручения для самостоятельного выполнения. Со временем увеличьте число и размер поручений, и ребенок научится быть более самостоятельным.

    9.Любовь и принятие – условия полноценного нервно-психического развития.

Принятие — это признание за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей; это понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям, выполнять чью-либо задуманную программу.

Принятие – важнейшее условие родительской любви. Когда ребенок принимаем, он ощущает родительскую любовь (в противном случае он в ней сомневается). Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.

 Педагог-психолог  отделения диагностики и социальной реабилитации Масленникова Н.И.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: