Особенности воспитания девочек

cd35e9e8b12e0671f2ef07b8b4fa09a3Родители радуются появлению на свет малыша любого пола, однако воспитание мальчика и девочки имеет свои характерные особенности, и знание этих особенностей поможет им вырастить гармонично развитого, а значит, счастливого человека.

Приблизительно до 1 года жизни малыша нет принципиальной разницы, мальчик это или девочка, так как здесь все, в чем он нуждается – это уход за ним и удовлетворение его биологических потребностей. Однако уже на втором году жизни начинают проявляться половые, или, как говорят специалисты, гендерные особенности, которые необходимо учитывать ответственным родителям.

Первый этап воспитания – это покупка необходимых ребенку игрушек. Девочки ощущают свою полоролевую принадлежность уже к полутора годам, и именно поэтому они чаще всего предпочитают игры, соответствующие женскому полу, например, «дочки-матери», постройка кукольного дома и поддержание в нем порядка, игры в переодевания. Таким образом малышка тренируется выполнять свои женские обязанности, которые заложены в ней от природы. Однако не стоит покупать девочке только кукол, ведь в определенный момент она может захотеть поиграть с машинками или пластмассовыми солдатиками.

Важно, чтобы у малышки был уголок, в котором она будет чувствовать себя уютно. В нем она разложит одеяльца и подушки, расставит кукольную мебель и развесит наряды для кукол. Не стоит вторгаться в личное пространство девочки, лучше наблюдать за ее игрой со стороны, ведь именно во время игрового процесса она осваивает правила поведения и учится строить отношения в социуме.

Чтобы девочка лучше освоилась с домашними обязанностями, к ним нужно приучать ее с первых лет жизни. Уже в годик можно купить ей маленький веник и совочек и вместе с ней поиграть в увлекательную игру – уборку. Поощряйте стремление малышки помогать вам во всех домашних делах: вытереть пыль, разложить столовые приборы, постирать, навести порядок на полках с игрушками. Участие в домашних делах учит девочку быть аккуратной, настойчивой и терпеливой. Неправильно, если мама на кухне, а дочка играет в свои игры. Правильно, если любимой игрой дочки становится помощь маме на кухне. Основная трудность здесь обычно в маме: ей легче всё приготовить самой, чем звать дочку и всё объяснять, исправляя её ошибки… Но если мама будет думать о будущем дочки, она уже к двенадцати годам вполне может добиться, что за «покормить всех» отвечает уже не она, а дочка.

Несмотря на то, что в воспитании должны принимать участие оба родителя, эмоциональная связь у девочки будет теснее все-таки с матерью. Именно мама расскажет ей о физиологических особенностях женского организма, о взаимоотношениях между полами, о первых чувствах и о том, какими качествами должна обладать современная женщина.

Однако не следует посвящать малышку во все подробности сразу же – всему свое время. Лучше просто честно отвечать на вопросы, которые задает девочка, чем рассказывать ей о том, что пока еще ее не интересует.

Дочка должна быть солнышком, а это делается двумя путями. Первый — ей подают пример сами родители, встречая теплыми улыбками и поцелуями друг друга и любимую дочку. Второй — запретом на недовольное лицо, недовольные фразы, недовольные интонации, обиды и хныканье. С детских лет дочка должна знать простое правило: «Что-то не нравится? Не дуйся, а скажи об этом. Попроси мягко и по-доброму, что можно — тебе сделают».

В воспитании девочки должна быть немного разная позиция папы и мамы. Мама может и должна здесь быть жестче папы, дочку гонять и с дочки требовать. Причесаться, убрать постель, не ходить разобранной, приготовить всем завтрак и помыть посуду — все это мама может от дочки требовать жестко. А вот папа — пусть папа будет к дочке помягче. Мамины требования дочка выполняет, потому что нужно, а папины просьбы — потому что хочется. Нормально, если папы немного балуют девочек.

Важный вопрос в воспитании девочек  — внешность. Умные родители будут исходить из постулата, что красавица не та, которая красавицей родилась, а та, которая умеет создавать и хранить красоту — свою и вокруг себя. Родители должны подчеркивать ее достоинства, ни в коем случае не смеяться над ее недостатками: полнота, веснушки, курносый носик — все это неповторимые черты ее личного очарования. При этом желательно, когда это необходимо, обсудить имеющиеся недостатки и посоветовать, как что можно поправить. Девочка  должна знать, что она красавица, но еще она обязательно должна уметь за своей красотой следить и о ней заботиться. Сомнение в своей внешней привлекательности — тяжелый крест для девочки-подростка, источник множества комплексов и неудач в личной жизни.

Нельзя раньше времени приучать девочку любоваться собой, до двенадцати лет пусть учится создавать красоту вокруг себя, а не начинать гонку на конкурсе первых красавиц  двора или класса. Привычка к чистоплотности до определенного возраста важнее украшений, а умение видеть прекрасное и создавать прекрасное нужно закладывать именно сейчас: учиться музыке, рисунку, рукоделию.

Научите дочь рисовать, петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте, танцевать, читать книги, сочинять стихи – и у вас вырастет образованная девушка с разносторонними интересами.

Педагог-психолог Масленникова Н.И.