Детская ложь

img0_0c9bd8e33adc7dfb3b2c2df67219ba67В один прекрасный момент все родители сталкиваются с такой проблемой, как ложь ребёнка. И это становится не только неожиданностью, но и настоящим стрессом для мамы или папы. Родители задаются вопросом: как же так? Почему в нашей семье?

Ложь ребёнка – это сигнал, который он посылает своим родителям. Ведь он не станет врать, если в его жизни всё в порядке.

Детская ложь – это часто встречающееся нарушение поведения у детей.

По определению П. Экмана, ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это.

Детская ложь появляется в результате неблагополучного взаимодействия ребёнка с самим собой и окружающим миром. Ложь может свидетельствовать о наличии проблем или травм у ребёнка. В этом случае педагогам, родителям следует изучить виды лжи, выявить причину такого поведения и постараться устранить то, что побуждает ребёнка ко лжи.

В раннем возрасте, до четырех лет ребёнок лжёт непреднамеренно, не понимая этого. Дети не задумываются над своей речью, они сразу говорят, что у них в голове. После четырёх лет дети могут заранее проговорить в уме свою речь и обдумать, что стоит произносить, а что не стоит. Тогда же ребёнок начинает размышлять над тем, за что на него рассердились родители, за что его похвалили, а за что он был наказан, и как этого можно избежать. К нему приходит понимание, что, сказав неправду, можно сделать свою жизнь более комфортной. В этот момент психология лжи ребенка меняется, ложь становится осознанным средством облегчения жизни. Ложь выступает, как защита от возможных неблагоприятных последствий.

Наиболее частая причина лжи – страх наказания, унижения или порицания. Здесь важно понять: где, когда было потеряно доверие и безопасность во взаимоотношениях с взрослыми? Соразмерны ли наказания и ограничения с виной? Может ребенка осуждают, когда ему необходима поддержка.

Ложь ребенка – свидетельство психологических проблем, которые могут быть вызваны недостатком любви или внимания от родителей. Ребенок использует ложь, как способ привлечения к себе внимание, в связи с тем, что он отвержен кем-то из родителей, или ему так кажется. Ребенок говорит неправду, придумывает друзей и события, которых на самом деле нет, чтобы привлечь к себе внимание, самоутвердиться и отыграться на чужих чувствах. Причиной этому также может послужить собственная неуверенность или недовольство своей настоящей жизнью. Так дети стремятся возместить желаемое с помощью лжи. Задача взрослых – найти причину подобных мыслей, вернуть доверие ребенка и чаще хвалить его за достижения.

Излишняя опека и контроль со стороны взрослых также может спровоцировать ложь. Ребенок может врать, чтобы вырваться из-под контроля взрослого или, чтобы предотвратить вмешательства в личную жизнь. Взрослым стоит помнить, что ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства.

Ещё одним фактором, провоцирующим ребёнка ко лжи, служит подражание взрослым или их личный пример. Ребенок начинает врать потому, что он подражает взрослым, считая ложь элементом общения. Для того чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честными.

Взрослым необходимо с большим вниманием относиться к поведению детей, любые отклонения от нормы, означают наличие проблем. Взрослым следует во время помочь ребёнку их решить. В частности, чтобы искоренить детскую ложь необходимо использовать следующие рекомендации:

  1. Сохранять в семье единые педагогические требования;
  2. Сдерживать свои слова и обещания;
  3. Быть честным, подавая пример;
  4. Понимать причины лжи;
  5. Не акцентировать внимание на лжи ребёнка;
  6. Переоценить систему запретов и наказаний;
  7. Не наказывать ребёнка, когда он признался во лжи;
  8. Хвалить и поощрять за искренность и правдивость;
  9. Не подыгрывать ребёнку в его лукавствах;
  10. Дать ребёнку самому устранить результаты лжи.

Таким образом, ребенок использует ложь, чтобы: избежать неприятных для себя последствий; добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (внимание и интерес окружающих); защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь). Задача взрослых – не дать ребенку получить психологическое, физическое удовольствие от результатов лжи и не допустить, чтобы ложь перешла в привычку. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.

(использованы материалы интернета: Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»)

психолог ОСЗС Шишлянникова А.В.