Дети в телефоне

indexСегодня роль мобильного телефона в жизни человека сложно переоценить. В наше время сотовые телефоны стали незаменимым средством связи. Никто не спорит, что очень удобно, когда ребёнок всегда находится на связи, может сообщить родителям, если задерживается в школе или с ним что-то случилось… НО! Именно сотовые телефоны могут стать причиной проблем, а иногда и настоящей беды. Именно кражи сотовых телефонов у несовершеннолетних дают самый большой процент совершённых правонарушений.

Как только возникли мобильные устройства споры о их влиянии на организм человека не утихают. На данный момент точно установлено, что вред связан с электромагнитным излучением, которое телефон создает вокруг себя. Органы ребенка формируются на протяжении всего его детства. Воздействие электромагнитных волн способно нарушить их развитие.

Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, ребенок становится рассеянным, ему трудно удержать свое внимание, сконцентрироваться. Ребенку становится трудно запомнить что-то новое, а то, что он уже знал, начинает забывать. Дети жалуются на частые головные боли. Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему ребенка, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин. Это сбивает цикл сна и бодрствования.

С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?

Для детей 3 — 5 лет время на гаджеты должно ограничиваться 1 часом в день. С 6 лет можно играть не более 2 часов в день. Многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам.

Неумеренное использование смартфонов вредит физическому здоровью детей, ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости.

Длительное время нахождение в одной позе ухудшает осанку, может развиться искривление позвоночника.

Современные технологии постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. В отличие от взрослых, дети не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми. Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей.

Мобильный телефон и ребенок: как минимизировать вред и добиться наибольшей пользы? Использование мобильных устройств может принести как пользу, так и вред. И существуют определенные правила обращения с гаджетами, исполнение которых позволяет минимизировать вред, получая всю возможную пользу:
1.    Нельзя пользоваться мобильником более 3 часов в день. Нужно приучить ребенка не держать смартфон перед глазами, соблюдать расстояние в 20-30 см.
Каждые 20-30 минут игры или просмотра фильма нужно делать перерыв, смотреть в окно, проводить разминку для глаз.

2.    Недопустимо пользоваться устройствами во время еды, в процессе ходьбы по улице, особенно во время перехода через дорогу. Также для поддержания хорошего зрения стоит отказаться от устройств в поездках, при тряске.
3.    Нужно научиться выбирать полезный контент — сначала под контролем родителей, а затем и самостоятельно. Задача родителей — научить ребенка отказываться от бесполезного информационного шлака, который в изобилии наполняет интернет-пространство. Нужно постараться объяснить вред этого мусора, и показать по-настоящему полезные ресурсы.
4.    Стоит забирать у ребенка мобильные устройства перед сном, особенно если есть проблемы с засыпанием или азарт к играм.
5.    Нельзя забывать о важности личного примера. Если родители постоянно «сидят в телефоне», ребенок будет стремиться к тому же. Если мама или папа активно поглощают бесполезный, глупый контент, ребенок будет искать в мировой сети то же самое.
6.    Вне зависимости от того, в каком возрасте ребенок получил в свое распоряжение личный телефон, или стал много пользоваться родительским, важно, чтобы в первое время его действия находились под полным контролем родителей. Также важно научить подрастающее поколение безопасному поведению в интернете. Это касается сохранения личных данных в тайне, культуры онлайн-общения, и множества других вещей.
Стоит приучить ребенка к выполнению этих правил с самого раннего возраста, чтобы все это стало для него закономерной культурой использования мобильных устройств. Тогда он сможет получать все плюсы от использования электронного девайса, не рискуя собственным здоровьем.

(Использованы материалы Интернета).

Психолог ОПСиД Шишкова С.И.