Семьи с зависимостями: как помочь ребенку

пнгСемейный микроклимат способствует формированию  личности ребенка, его умению общаться,  понимать и строить отношения с другими людьми, со сверстниками. Замечательно, когда семья является благополучной, гармоничной, способной дать ребенку все лучшее для его нормального развития.

Однако нередко встречаются семьи, в которых один или несколько ее членов страдают от какой-либо формы зависимости. Алкогольная, наркотическая зависимость — тяжелая патология. Оно поражает человека на физическом и психологическом уровнях. Причем патологический процесс затрагивает не только самого больного. Зависимость также затрагивает близких на всех уровнях. От нее страдает отдельно каждый член семьи, вся семейная система в целом. Согласно оценкам, каждый зависимый оказывает сильное воздействие на жизнь по крайней мере четырех человек. Таким образом, члены семьи становятся созависимыми. Созависимый — это человек, чье поведение во многом зависит от образа жизни другого человека.

Созависимость — это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью, а также эмоциональной, социальной, а иногда и физической зависимостью от человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией. Все созависимые люди обладают похожими внутрипсихическими симптомами, такими как заниженная самооценка, отрицательные чувства по отношению к себе, чувство вины, неконтролируемая агрессия, игнорирование своих потребностей, проблемы общения, замкнутость, плаксивость, апатия, депрессивное поведение, суицидальные мысли.

Ребенок – самое слабое звено в семейной системе. От него мало что зависит, он практически ни на что не может повлиять. При этом проблемы, вызванные патологической зависимостью одного из домочадцев, именно на ребенка оказывают сильнейшее негативное влияние.  В такой семье ребенок не может чувствовать себя понятым и защищенным.     Старшие дети в семьях с зависимостями рано взрослеют. Они вынуждены обслуживать болезнь, прятать ее последствия, брать взрослые обязанности больного на себя.

           Как дети чувствуют себя в дисфункциональной семье?

-виноватыми и ответственными за пьянство родителей;

-нелюбимыми и незамечаемыми, как будто они невидимки, поскольку вся жизнь в доме вертится вокруг больного родителя;

-неуверенными и незащищенными из-за вечного непостоянства поведения родителей, их отношения к детям и царящих в доме правил;

-напуганными внутрисемейной агрессией и жестоким обращением;

-они испытывают страх, что родитель-алкоголик (наркоман) заболеет, попадет в катастрофу, умрет;

-стесняются поведения больного родителя в общественном месте;

-стыдятся «пятна» на своей семье и необходимости постоянно скрывать «секрет» семьи;

        Как дети реагируют на болезнь родителей?

-могут плохо учиться в школе;

-имеют мало друзей;

-часто совершают правонарушения;

-могут употреблять алкоголь и другие одурманивающие вещества.

Дети реагируют на проблему разными проявлениями. Одни заступаются за здорового родителя. Другие — за зависимого. Многие дети становятся нервными. Это мешает им в социальной жизни.

Очевидно, что дети, растущие в семьях с зависимостями, нуждаются в помощи как здоровых членов семьи, так и специалистов.

    Какую помощь ребенок может получить в семье?

ü  Члены семьи, не страдающие патологической зависимостью, должны помнить, что ребенок — это действительно еще ребенок, и не перекладывать на него свои взрослые проблемы. Не стоит посвящать его во все подробности болезни зависимого члена семьи.

ü  Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным и никому не нужным, важно находить время для общения с ним. Общение должно быть наполнено тем, что интересно самому ребенку. Выслушивание, эмоциональная поддержка, совместное времяпрепровождение – вот те средства общения, которые помогут ребенку почувствовать себя значимым и нужным в своей семье.

ü  Не пытайтесь при помощи детей манипулировать зависимым.

ü  Не старайтесь полностью и во всем контролировать детей, боясь, что они станут наркоманами и алкоголиками.

ü  Не ругайтесь с зависимым при детях, не выплескивайте свою злость на них, не жалуйтесь им.

ü  Если зависимый обижает детей, не допускайте этого. При необходимости обратитесь в полицию. Ребенок должен чувствовать себя защищенным.

ü  Не настраивайте детей против зависимого родственника.

Специалисты образовательных и социальных учреждений, которые посещает ребенок из семьи с зависимостями, непременно должны помочь ему в преодолении личностных проблем. Рекомендуемые направления коррекционной работы:

-работа по снижению уровня тревожности;

-формирование у ребенка понимания того, что в происходящем в семье нет его личной вины;

-содействие повышению самооценки, уверенности в себе;

-работа с ощущением собственной беспомощности через создание ситуаций, в которых ребенок может принимать решения, быть ответственным за что-то.

Педагог-психолог Масленникова Н.И.