Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право есть цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
На личностном уровне право выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Право проявляется в поступках и деятельности человека. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине Х1Х века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Свидетельством того является анализ принятых международным сообществом Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Готовясь жить в правовом государстве, надо и детей воспитывать в соответствии с нравственными законами. Формула: образование – основа демократии – полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в дошкольном образовании таким образом, чтобы дети росли и развивались в духе уважения к человеческому достоинству и равноправию. И именно, эти Документы должны быть положены в основу дошкольного образования, и составить значительную часть содержания нового мышления, стать камнем новой политики детства. Ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплотившей в себе общечеловеческие ценности, провозгласила приоритетность прав детей в обществе, обосновала международные стандарты этой политики. Т.е. эти Документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.
Суть этики определил Джеймс Грант. По его мнению, эта этика подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее.
Давайте и мы будем ориентироваться на такой высокий нравственный уровень, оценивая свое отношение к острым детским проблемам.
Но мировая политика свидетельствует, что недостаточно только провозгласить права ребенка, они начинают действовать и приносить положительные результаты, когда общество оказывается подготовленным, воспитанным для этого. Поэтому исследование проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми. Это является процессом длительным и многоаспектным.
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности: дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми; изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение; игры-драматизации; конкретные поступки и ситуации будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.
Принципы правового воспитания:
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;
Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.
Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
ЦЕЛЬ правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей. На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений; создание и обеспечение реализации в решение правовых проблем;
воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.
Специалист по СР
отделения сопровождения замещающих семей: М.Л. Федотова
(подготовлено по материалам интернета)