На базе отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями ОГБУСО «КЦСОН г. Саянска» реализуется проект «Академия игровых наук» по подготовке детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к школе.
Подготовка ребёнка к школе – это не что иное, как необходимый уровень развития необходимых функций, которые позволяют ему без ущерба для здоровья и чрезмерного напряжения справляться с учёбой в школе. Адаптация к учебным нагрузкам, работоспособность, успешность обучения зависит от подготовки ребёнка.
Для любого ребенка игра является одним из важнейших средств социализации и познания окружающего мира. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными видами инвалидности роль игровой деятельности значительно возрастает, выступая при этом эффективным методом обучения и установления контактов со своими сверстниками, умению подчинять своё поведение законам детских групп, исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, слушать и выполнять указания педагога.
Технологии, формы и методы работы в реализации проекта «Академия игровых наук».
С детьми:
- Куклотерапия дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха, помогает раскрыть свои физические, умственные способности. В обстановке игры проявляется личность ребенка.
- Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
- Песочная терапия – для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирования пространственных представлений, коррекции эмоциональной сферы и навыков общения, обогащения словарного запаса и общей осведомленности ребенка.
- Музыкотерапия (игра на музыкальных шумовых инструментах). Осваивая игру на простых музыкальных инструментах или просто слушая музыкальные произведения совместно с другими детьми, ребёнок учится общаться и получать удовольствие от общения. Терапевтический эффект: физическое оздоровление за счёт развития моторных функций, ловкости рук, тонкости слуха.
- Водотерапия – игры с водой для детей. Благодаря играм с водой у ребенка происходит развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений. Дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, таким образом получая первый опыт самоанализа, и это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развитию навыков исследовательского поведения ребенка.
- Театр теней. Использование театра теней актуально, поскольку с его помощью у детей, плохо адаптирующихся в новых условиях, формируется умение владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя. Такая игра становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
- Мультимедиа – технология – с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.
- Обучающие компьютерные игры. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие – игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. -
- Лекотерапия – метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек.
- Трудотерапия — самостоятельное изготовление игрушек с целью развития креативных возможностей у детей (развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы).
С семьями:
- Технология «Активная поддержка родительства», направленная на мобилизацию внутренних ресурсов семьи, а также привлечение всего семейного окружения для совместного и эффективного решения проблемы. «Активная поддержка родительства» проводятся для мам и пап, имеющих детей с нарушением в развитии, позволяет им не только организовать совместный досуг, но и изучить новые способы взаимодействия с ребенком, научиться понимать его. В результате включения родителей и членов семьи в процесс развития ребёнка дети легче адаптируются в детских образовательных учреждениях, становятся общительнее, позитивно воспринимают окружающий мир.
- Тьюторство, привлечение разных ресурсов к решению проблем несовершеннолетних и членов их семей: человеческий, материальный, межведомственный, а также участие спонсоров в организации сопровождения выездов на природу по желанию детей и их семей.
- Экологический терренкур. Организация совместных выездов на природу, в целях обучения детей и их родителей приёмам организации активного отдыха, нормализации детско-родительских отношений и расширения сети социальных контактов.
Целевой группой проекта являются:
- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственное и (или) физическое недоразвитие, в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающие детские образовательные учреждения;
- семьи, воспитывающие этих детей;
- специалисты учреждения;
- волонтёры.
Проект реализуется ОГКУСО «КЦСОН г. Саянска» с привлечением членов Попечительского совета, группы волонтеров от волонтерского движения, созданного при комитете по физкультуре, спорту и молодежной политики администрации «муниципального образования г. Саянск», МУЗ «Саянская городская больница. Детская поликлиника».
Результатом реализации проекта «Академия игровых наук» стало:
1. Расширение возможности семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении приемам игротерапии.
2. Открытие лекотеки на базе учреждения.
3. Внедрение в практику работы учреждения новых форм и технологий социального обслуживания.
4. Привлечение к работе с детьми и их семьями неравнодушных и активных людей, расширение социальных контактов семьи, сплочение семей, воспитывающих особенных детей, в результате организации совместных мероприятий.
5. Формирование у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребёнка и общении с ним.
6. Улучшение психологического и эмоционального климата в семье.
7. Создание максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, эстетического и физического развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и сохранившихся умственных и физических способностей в учреждении и в домашних условиях.
8. Осуществление психолого-педагогической сопровождения развития личности детей с использованием игровых методов.
9. Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.
социальный педагог Березина В.И.