Реализация проекта «Академия игровых наук»

сертификат Академия игровых наукНа базе отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями ОГБУСО «КЦСОН г. Саянска» реализуется проект «Академия игровых наук» по подготовке детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к школе.

Подготовка ребёнка к школе – это не что иное, как необходимый уровень развития необходимых функций, которые позволяют ему без ущерба для здоровья и чрезмерного напряжения справляться с учёбой в школе. Адаптация к учебным нагрузкам, работоспособность, успешность обучения зависит от подготовки ребёнка.

Для любого ребенка игра является одним из важнейших средств социализации и познания окружающего мира. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными видами инвалидности роль игровой деятельности значительно возрастает, выступая при этом эффективным методом обучения и установления контактов со своими сверстниками, умению подчинять своё поведение законам детских групп, исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, слушать и выполнять указания педагога.

Технологии, формы и методы работы в реализации проекта «Академия игровых наук».

С детьми:

-      Куклотерапия дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха, помогает раскрыть свои физические, умственные способности. В обстановке игры проявляется личность ребенка.

-      Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

-       Песочная терапия –  для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирования пространственных представлений, коррекции эмоциональной сферы и навыков общения, обогащения словарного запаса и общей осведомленности ребенка.

-    Музыкотерапия (игра на музыкальных шумовых инструментах).   Осваивая игру на простых музыкальных инструментах или просто слушая музыкальные произведения совместно с другими детьми, ребёнок учится общаться и получать удовольствие от общения. Терапевтический эффект: физическое оздоровление за счёт развития моторных функций, ловкости рук, тонкости слуха.

-    Водотерапия – игры с водой для детей. Благодаря играм с водой у ребенка происходит развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений. Дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, таким образом получая первый опыт самоанализа, и это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развитию навыков исследовательского поведения ребенка.

-   Театр теней.   Использование театра теней актуально, поскольку с его помощью у детей, плохо адаптирующихся в новых условиях, формируется умение владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя. Такая игра становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.

-     Мультимедиа – технология –  с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.

-     Обучающие компьютерные игры.     Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие –  игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. -

- Лекотерапия – метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек.

-   Трудотерапия — самостоятельное изготовление игрушек с целью развития креативных возможностей у детей (развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы).

С семьями:

- Технология «Активная поддержка родительства», направленная на мобилизацию внутренних ресурсов семьи, а также привлечение всего семейного окружения для совместного и эффективного решения проблемы.    «Активная поддержка родительства» проводятся для мам и пап, имеющих детей с нарушением в развитии, позволяет им не только организовать совместный досуг, но и изучить новые способы взаимодействия с ребенком, научиться понимать его. В результате включения родителей и членов семьи в процесс развития ребёнка дети легче адаптируются в детских образовательных учреждениях, становятся общительнее, позитивно воспринимают окружающий мир.

- Тьюторство, привлечение разных ресурсов к решению проблем несовершеннолетних и членов их семей: человеческий, материальный, межведомственный, а также участие спонсоров в организации     сопровождения выездов на природу по   желанию детей и их семей.

-  Экологический терренкур. Организация совместных выездов на природу, в целях обучения детей и их родителей приёмам организации активного отдыха, нормализации детско-родительских отношений и расширения сети социальных контактов.

Целевой группой проекта являются:

- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственное и (или) физическое недоразвитие, в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающие детские образовательные учреждения;

-  семьи, воспитывающие этих детей;

- специалисты учреждения;

- волонтёры.

Проект реализуется ОГКУСО «КЦСОН г. Саянска» с привлечением членов Попечительского совета, группы волонтеров от волонтерского движения, созданного при комитете по физкультуре, спорту и молодежной политики администрации «муниципального образования г. Саянск», МУЗ «Саянская городская больница. Детская поликлиника».

Результатом реализации проекта «Академия игровых наук» стало:

1.      Расширение возможности семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении приемам игротерапии.

2.      Открытие лекотеки на базе учреждения.

3.      Внедрение в практику работы учреждения новых форм и технологий социального обслуживания.

4.      Привлечение к работе с детьми и их семьями неравнодушных и активных людей, расширение социальных контактов семьи, сплочение семей, воспитывающих особенных детей, в результате организации совместных мероприятий.

5.      Формирование у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребёнка и общении с ним.

6.      Улучшение психологического и эмоционального климата в семье.

7.      Создание максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, эстетического и физического развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и сохранившихся умственных и физических способностей в учреждении и в домашних условиях.

8.      Осуществление психолого-педагогической сопровождения развития личности детей с использованием игровых методов.

9.      Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.

 социальный педагог Березина В.И.